3 мая 2024 года по распоряжению Губернатора Челябинской области Алексея Текслера глава регионального министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Павел Рыжий покинул свой пост в связи с переходом на другую работу. Глава региона поблагодарил Павла Анатольевича за успешную работу в должности, отметив его заслуги в становлении министерства в 2019 году, и по результатам работы представил его к медали «За заслуги перед Челябинской областью» III степени. Исполняющим обязанности министра промышленности, новых технологий и природных ресурсов региона назначен Михаил Кнауб.
Стоит ли промышленному комплексу Южного Урала ждать кардинальных перемен? Что новый глава Минпрома видит своей главной задачей? Какие отрасли и направления развития сейчас в приоритете? Об этом и многом другом Михаил Кнауб рассказал нашему журналу в эксклюзивном интервью – первом с момента кадровых перестановок в областном министерстве промышленности.
– Михаил Евгеньевич, что, по вашему мнению, сейчас наиболее актуально для южноуральской промышленности? Что вы отнесли бы к первоочередным задачам Министерства, а что – к более стратегическим планам?
– Региональная промышленная политика, конечно, во многом зависит от совместных действий областных органов власти, общественных объединений, Заксобрания и других ведомств. Есть направления, которые мы определяем для себя самостоятельно как наиболее приоритетные для области, но в конечном итоге все наши решения и действия направлены на достижение национальных целей и реализацию национальных проектов, определенных уже до 2030 года. Мы действуем в первую очередь в соответствии с указами Президента (недавно они были опубликованы), а также исходя из тех направлений, которые принимает для себя Минпромторг России, ведь с федеральными органами мы работаем в тесной связке.
Свою основную задачу как руководителя профильного Министерства на данный момент я вижу в том, чтобы создать в регионе максимально благоприятные условия для развития промышленного комплекса, разработки новых технологий, новых продуктов, расширения действующих производств и запуска новых, роста объемов выпуска важной импортозамещающей продукции. Для этого крайне важно продолжать развивать кооперацию как внутри страны, так и за ее пределами.
Традиционно сильные для Челябинской области промышленные направления – это по-прежнему металлургия и машиностроение. Для развития этих отраслей мы используем достаточно большое количество инструментов господдержки и, безусловно, продолжим ими заниматься. Никуда не уходит совершенствование уже имеющихся мер – это субсидии, гранты, льготные займы ФРП. Но тратить больше сил и энергии в современных условиях придется все-таки на иные приоритеты.
Ключевая история сегодня – повышение производительности труда, что напрямую связано с дефицитом кадров. Это направление мы развивали раньше и продолжим развивать, в том числе на предприятиях, которые уже реализовали все возможные, так скажем, безденежные мероприятия, вроде участия в нацпроекте «Производительность труда». И следующий этап для них, чтобы увеличивать объемы выпуска продукции, снижать издержки и так далее, – это автоматизировать и цифровизировать свои производства.
Поэтому следующая важная тема – автоматизация и роботизация процессов. Это тоже так или иначе связано с нехваткой кадров. Новый министр промышленности РФ Антон Алиханов уже отметил, что наше будущее – за роботизацией.
А если глобально, то важнейшая задача, которую перед нами ставят и Президент, и губернатор, – это достижение технологического суверенитета. Поэтому мы продолжаем поддерживать такие направления, как НИОКРы. Помимо федеральных, у нас есть собственная программа их поддержки – гранты регионального Фонда развития промышленности на возмещение части затрат, понесенных при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это тоже одно из ключевых направлений. Алексей Леонидович уже третий год подряд выделяет из областного бюджета необходимые средства на создание новых технологий, проектирование инновационного оборудования, комплектующих и так далее.
В нашей зоне ответственности остается и важнейшая задача от коллег из федерального Минпромторга – через инструменты поддержки развивать промышленную инфраструктуру. Речь идет об индустриальных парках и технопарках. Ведь инвесторы идут туда, где созданы условия для развития их бизнеса. Нельзя забывать и о кластерах – это очень эффективный инструмент для усиления промышленной кооперации и поиска новых инвестиционных ниш. Эти направления сейчас как-то ушли на второй план, но мы продолжаем ими заниматься, потому что, например, те же индустриальные парки – это инфраструктура для бизнеса, площадки, полностью готовые для запуска производств. А это так или иначе связано с ключевыми темами, о которых я говорил: производительностью труда, технологическим суверенитетом и другими.
– А насколько активно Челябинская область участвует в национальном проекте «Производительность труда», раз его значимость сейчас так возрастает? Сколько предприятий области уже вовлечены в процесс? Какая поддержка им оказывается и каковы достигнутые результаты?
– Челябинская область не просто активно участвует в национальном проекте «Производительность труда». Мы возглавляем рейтинг регионов-участников, составленный Минэкономразвития России и коллегами из Федерального центра компетенций (это оператор нацпроекта). Наш Региональный центр компетенций, созданный на базе областного ФРП для внедрения на предприятиях Южного Урала бережливых технологий, второй год подряд признается лучшим РЦК страны по итогам работы за год. Разумеется, это повод для гордости и признание высокого уровня наших экспертов, но одновременно и повышенная ответственность. И это заслуга не только очень сильной команды экспертов, но и руководителей и сотрудников самих предприятий-участников, потому что от их вовлеченности и искренней заинтересованности в первую очередь и зависит конечный результат.
Губернатор Алексей Текслер держит ход работ в нашем нацпроекте – как, впрочем, и во всех других – на постоянном личном контроле, а за достижение показателей отвечают Минпром и ФРП. На данный момент к нацпроекту присоединились уже 164 предприятия из самых разных сфер. Уверен, названия многих известны каждому южноуральцу. Машиностроение: «ДСТ-УРАЛ», «ТРЕК», «АЛСО», «ЛД-Прайд». Металлургия: Челябинский цинковый завод, «Уральская Металлообрабатывающая Компания», Челябинский трубопрокатный завод. Пищевая промышленность: «СИТНО», «Птицефабрика Челябинская» («Чепфа»), «Союзпищепром», «Здоровая ферма». Легкая и текстильная промышленность: «Юничел», «Леди прима». Транспорт: Международный аэропорт Челябинск (Баландино) имени Курчатова. Торговля: областной аптечный склад, «ПромАрсенал». Все они – участники нацпроекта «Производительность труда». С этого года в него могут вступать и компании из сферы туризма. Суммарная выручка предприятий – участников нацпроекта в Челябинской области – 273 миллиарда рублей в год, а численность сотрудников приближается к сорока тысячам. Это – серьезный сегмент экономики Южного Урала.
Что получают предприятия? Прежде всего – навыки и знания. Это самое ценное. Первые полгода с момента вступления в нацпроект эксперты работают на производственных площадках практически ежедневно, внедряя бережливые технологии на выбранном потоке-образце. Их цель – сформировать и обучить команду из сотрудников самой компании, чтобы в дальнейшем – уже без эксперта – они продолжили тиражировать этот опыт и на других участках предприятия, постепенно охватывая улучшениями все его подразделения, включая логистику, склады, офис и так далее. Причем участие в нацпроекте и все, что с этим связано, для предприятий совершенно бесплатно.
Могу сказать, что за время реализации нацпроекта, то есть с 2019 года, у нас не было ни одного негативного отзыва. Наверное, впервые в истории отечественной экономики применен инструмент поддержки не в виде финансов, не в виде каких-то льгот, а в форме конкретных практик, навыков и умений. Конечно, для участников нацпроекта есть и налоговые льготы, и специальная программа льготных займов ФРП, но максимальный эффект мы видим в первую очередь от того, как меняется работа самого предприятия, меняется отношение сотрудников к своему рабочему месту, к своей зоне ответственности в общем технологическом процессе. Такой эффект – один из самых ярких. И даже изначально скептически настроенные представители челябинского бизнеса, получив в нацпроекте первые результаты, признают: да, это работает.
– Можете привести примеры конкретных предприятий?
– Их очень много. Например, один из самых активных и результативных участников нацпроекта не только в нашей области, но даже в стране – миасский завод «ТРЕК». Они производят автокомпоненты и поставляют их для Aurus, «Россельмаша» и других крупных производителей. По итогам работы в нацпроекте они, кстати, набрали 28 баллов из 30 возможных – это один из лучших результатов в России. Эксперты нашего РЦК помогли команде предприятия ускорить выпуск особенно востребованных деталей – рулевых наконечников – более чем на 30 %. До внедрения бережливых технологий на создание одной партии уходило больше 44 дней, теперь – всего 30. А надо было всего лишь сократить время простоя оборудования, и речь, заметьте, об очень высокотехнологичном производстве! Говорящие цифры: до нацпроекта количество дефектов на предприятии составляло 10 тысяч на 200 тысяч выпущенной продукции, то есть примерно 5 %, а сейчас их нет совсем.
Еще один участник нацпроекта – «Птицефабрика Челябинская» («Чепфа»), одно из крупнейших птицеводческих предприятий в стране – по итогам первых шести месяцев работы, по оценке самой компании, получил более 30 миллионов рублей дополнительной прибыли, причем только на пилотном участке по сортировке, упаковке и отгрузке яиц. Такой экономический эффект, естественно, вдохновил руководство и коллектив на дальнейшие улучшения во всех сферах.
А компанию «Ниагара» участие в нацпроекте привело к производственному рекорду. До этого с конвейера выходили в среднем от шести до девяти миллионов бутылок газировки в месяц. А буквально через пару месяцев работы с экспертами они выпустили десять с половиной миллионов бутылок за 30 дней! Это абсолютный рекорд производительности предприятия за более чем двадцатилетнюю историю его существования. И я могу продолжать еще…
– Но нижняя планка вхождения в нацпроект – 400 миллионов рублей годовой выручки. Что делать предприятиям, не проходящим по критериям отбора?
– У нас действительно было много таких запросов от предприятий малого и среднего бизнеса. И по поручению губернатора региональные Минпром и ФРП при поддержке Челябинского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» разработали и внедрили одну из первых в стране региональных программ, по сути представляющую собой немного упрощенный аналог нацпроекта «Производительность труда». Эта программа – «Адресная поддержка повышения производительности труда» – с 2020 года работает у нас в области для предприятий с оборотом от 90 до 400 миллионов рублей. До недавнего времени мы могли работать только с обрабатывающими производствами, но в этом году программу расширили, добавив добычу полезных ископаемых и пищевую промышленность.
Через регпрограмму прошли несколько десятков южноуральских предприятий, и сейчас уже можно говорить об устойчивой тенденции: компании, нарастив обороты в регпрограмме, увеличив свою выручку с помощью бережливых технологий, оценив их эффективность, идут дальше и становятся участниками большого нацпроекта. Первыми стали НПО «Пневматического машиностроения», выпускающее оборудование для обогатительного и горно-шахтного производства, и компания «Леди прима», а в этом году их примеру последовали опытный завод «УралНИИстром», где производят огнеупорный цемент и бетон и другие аналогичные растворы, и компания «ТехноСЭТА», производитель теплообменников и запчастей к ним и различного промышленного холодильного и морозильного оборудования.
И это неудивительно, ведь нацпроект среди прочего нацелен на рост зарплат и улучшение условий труда сотрудников, поэтому участвующие в нем предприятия оказываются победителями в гонке за квалифицированными кадрами и успешно привлекают на свои площадки персонал, в том числе молодых специалистов. Обучению молодежи и повышению престижа рабочих профессий в экосистеме нацпроекта уделяется большое внимание. Мы стремимся доказать, что сегодня на заводах молодые люди могут не только получать достойную зарплату, но и реализовывать свой потенциал, решая сложные, интересные задачи для повышения производительности. Современные рабочие – это прежде всего инженерно-технические кадры. Они работают с серьезным программным обеспечением на современном оборудовании. И это тоже привлекает молодежь на производства, чего давно не случалось.
– Вы затронули один из самых болезненных для современной промышленности вопросов – дефицит кадров. Как планируется его решать?
– Один из способов – повышать привлекательность работы на производственных предприятиях, в том числе, как я рассказал, через нацпроект. Кстати, специалисты федерального Минэкономразвития подсчитали, что его реализация позволит сократить кадровый дефицит на 130 тысяч человек уже к концу текущего года. А к 2030-му эффект от повышения производительности через бережливые технологии перекроет примерно 13 % всего дефицита кадров в стране.
Разумеется, нацпроект – не панацея, поэтому мы развиваем и другие направления для решения кадрового вопроса. Очень важно позаботиться о сохранении уже имеющихся на предприятиях коллективов. Я имею в виду не только рост зарплат, но и социальные гарантии, расширение соцпакета, заботу о здоровье сотрудников. Поэтому много внимания мы уделяем организации и проведению на предприятиях диспансеризации и вакцинации, чтобы сберечь людей.
Специальные программы есть и у Управления по труду и занятости населения, и у Министерства образования области. Мы работаем с ними в тесной связке, стараемся как можно шире информировать предприятия о различных акциях, способных привлечь на их площадки будущих специалистов. Например, Союз машиностроителей ежегодно проводит акцию «Неделя без турникетов», и с каждым годом к ней присоединяется все больше предприятий. Они проводят экскурсии, рассказывают о своих возможностях и производствах школьникам и студентам. В этом году благодаря акции «Союзмаша» на промышленных предприятиях области побывали больше пяти тысяч молодых южноуральцев. Они посетили миасский автозавод «УРАЛ», ЧТЗ, Челябинский механический и электровозоремонтный заводы – в общем и целом больше тридцати предприятий. Челябинская область вошла в пятерку лидеров по количеству промышленных компаний, принявших участие в акции.
Все активнее у нас в области развивается промышленный туризм. Помимо того что это инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона, это еще и сильный момент в профориентационной работе и привлечении на предприятия новых кадров. Магнитогорский металлургический комбинат, например, занимается этим направлением еще с 2018 года. Именно на базе ММК создан и успешно действует первый в России Центр компетенций по промышленному туризму. В Магнитогорске регулярно проходит Всероссийский форум по промтуризму. Всего же в Челябинской области уже более сорока предприятий принимают у себя организованные группы. Среди них – такие гиганты, как ЧТПЗ и автозавод «УРАЛ». По сравнению с прошлыми годами заводы становятся более открытыми.
Мы плотно сотрудничаем с Минобром по программе «Профессионалитет». Она дает возможность ускоренного обучения специалистов с акцентом на практические навыки, а самим обучающимся гарантирует трудоустройство на отличных условиях. Как раз сейчас в области стартовала приемная кампания в колледжи и техникумы на обучение востребованным в промышленности профессиям. Наш ФРП регулярно проводит специализированные «Фабрики процессов» для школьников и студентов вузов и средних специальных учебных заведений. Это интерактивные игровые тренинги, во время которых ребят знакомят с рабочими специальностями.
– В середине мая вы вместе с челябинской делегацией во главе с Алексеем Текслером принимали участие в Российско-Китайской деловой выставке ЭКСПО в Харбине. Какие результаты и договоренности, на ваш взгляд, стали самыми значимыми?
– Китай для нашего региона – очень интересный и перспективный партнер, с которым наши производители все активнее развивают отношения. В прошлом году область увеличила товарооборот с этой страной более чем на 60 %. Мы поставляем медь, продукцию черной металлургии, кварц, а покупаем продукцию химической промышленности и различное оборудование. Но это сотрудничество началось не вчера. Например, соглашение с провинцией Хэйлунцзян, в которой и расположен Харбин, у Челябинской области действует уже тринадцать лет. В ходе нынешнего визита южноуральские предприятия – «ЭлМетро», «Композит Групп Челябинск», «Политранс», Уральский завод полимерных технологий «Маяк», «Уральская Металлообрабатывающая Компания» и другие – провели переговоры с китайскими коллегами, обсудили возможность локализации своих производств в Китае, в частности, в особой экономической зоне в Харбине и на других площадках с преференциальным режимом.
Из конкретных результатов – подписанные соглашения о создании совместных производств. Компания «Композит Групп Челябинск», разработчик и производитель композитных строительных материалов и специального оборудования для их выпуска, подписала такие договоры сразу с тремя китайскими компаниями. Один из новых заводов будет выпускать композитные армирующие стройматериалы. Комплектующие и компоненты для них будут изготавливать в Челябинске и поставлять в Китай для производства готовой продукции. На другом заводе станут производить композитные анкеры, шахтные крепи и другие композитные армирующие материалы. А на третьем – машинные линии для выпуска композитной арматуры. Особенно важно, что работа всех этих совместных предприятий будет полностью основана на наших, российских, технологиях, на интеллектуальной собственности «Композит Групп Челябинск». При этом китайские партнеры отдают нам мажоритарную долю: 70 % этих совместных предприятий будут принадлежать российской стороне, 30 % – компаниям КНР.
Уже этим летом начнется строительство российско-китайского литейного завода, на этот раз у нас, в Южноуральске. Соглашение об этом также в Харбине в присутствии Алексея Текслера подписала с китайскими партнерами компания «ФОРЭНЕРГО», в состав которой входит южноуральский завод «Ю.М.Э.К.». Новое предприятие будет выпускать детали для стеклянных изоляторов и линейной арматуры, производимой на предприятиях «ФОРЭНЕРГО». Холдинг сейчас реализует масштабную программу по полному импортозамещению в производстве стеклянных изоляторов, и завод, который планируется запустить уже в следующем году, станет ее завершающим этапом.
Все эти договоренности обеспечат дополнительную загрузку производственных мощностей наших заводов и хотя бы отчасти нивелируют нехватку рабочих рук. Так что эти несколько дней в Харбине оказались очень полезными не только для развития промышленной кооперации между нашими странами и укрепления деловых связей, но и для успешной реализации конкретных инвестпроектов наших промышленников.
– Проекты, о которых вы рассказали, действительно очень интересны. А какие еще передовые импортозамещающие разработки презентуют сейчас предприятия нашего региона?
– Их много. Назову, пожалуй, наиболее значимые. Самым громким проектом, безусловно, стало открытие в начале этого года созданного в рекордные сроки на площадке ЧКПЗ первого в России «Завода Роботов». В феврале, во время своего визита в Челябинскую область, его посетил Президент Владимир Путин. Здесь производят и собирают промышленные роботы-манипуляторы, незаменимые в различных отраслях, но прежде всего – в металлургии и тяжелом машиностроении. Проектная мощность первой очереди – 600 роботов различных модификаций в год, а при выходе на полную мощность завод планирует ежегодно выпускать их не меньше тысячи.
А вам уже доводилось проехаться по городу на новеньком низкопольном красном троллейбусе? Здорово, правда? Wi-Fi, разъемы для зарядки мобильных прямо в салоне, климат-контроль, как в хорошем авто. А ведь производство по выпуску таких красивых современных троллейбусов и электробусов Группа «СИНАРА» организовала буквально с нуля всего за восемь месяцев. Первые 170 машин будут сделаны для Челябинска, большая часть уже на маршрутах. Мощность Челябинского завода городского электрического транспорта – 350 машин в год, и это только на начальном этапе, дальше будет больше.
В декабре прошлого года губернатор открыл в Челябинске завод «Буран». Он выпускает высокотехнологичное оборудование для бурения скважин. И это серьезно усилило позиции региона как центра компетенций в этой сфере. В Челябинской области нет нефте- и газодобычи, но более шестидесяти наших предприятий выпускают продукцию для нефтегазового комплекса: оборудование для бурения и эксплуатации скважин, трубопроводы, силовое оборудование, емкости для хранения, измерительную и метрологическую аппаратуру. И среди них – «Буран», новейшее передовое предприятие, на котором установлено более пятидесяти единиц самого современного производственного и испытательного оборудования как мировых брендов, так и отечественных производителей. Плюс мощная научно-техническая база и собственное конструкторское бюро с высококвалифицированными специалистами.
Миасский автозавод «УРАЛ» строит новый сборочный корпус проектной мощностью пять с половиной тысяч единиц в год для выпуска специальных автомобилей и продолжает проект «Мосты», по которому создает новую линейку ведущих мостов и неведущих передних осей грузоподъемностью от 9 до 16 тонн, которые сегодня в стране не производятся, а поставляются из Китая.
Челябинская компания Modern Glass запустила не имеющее аналогов в России производство архитектурных сверхбольших стеклопакетов длиной до 12 метров. Они используются для остекления фасадов зданий и придания разнообразия интерьерам общественных зон.
Челябинский завод строительно-дорожных машин начал выпуск серии фронтальных погрузчиков нового поколения грузоподъемностью от трех до шести с половиной тонн. Такой техники в России пока практически не производят. Сегодня основной ее поставщик – Китай. Запуск в Челябинске производства такой конкурентоспособной импортозамещающей продукции позволит занять не менее трети внутреннего рынка фронтальных погрузчиков.
Предприятия Группы «ММК» реализуют комплексные проекты по производству кованых прокатных валков «Механоремонтного комплекса» и прокатных валков станов горячей прокатки Магнитогорского завода прокатных валков, что позволит полностью заместить такую продукцию производителей Германии, Англии и Китая.
Промышленная группа «КОНАР» создает уникальное производство для судостроения по серийному выпуску судовых движителей. Оно заработает в индустриальном парке «Станкомаш» в Челябинске во втором квартале 2026 года.
Инженеры магнитогорского предприятия «Андроидная техника», создатели знаменитого робота-космонавта FEDOR, спроектировали новую модель – специально для работы на лунной поверхности. Новый робот совсем скоро отправится в космос. А другая модель предназначена для работы на внешней стороне МКС. Кроме того, на Петербургском международном экономическом форуме «Андроидная техника» подписала соглашение с компанией «ИнноДрайв» из Санкт-Петербурга о совместной разработке и производстве специализированных синхронных электрических двигателей для робототехники, спутников, систем наведения и ориентирования, медицины и станков.
Не забывайте, что, помимо своей инновационности и важного импортозамещающего значения, все перечисленные проекты несут и дополнительные эффекты в виде налоговых поступлений в областной бюджет и создания новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных.
– За время нашей беседы вы уже несколько раз подчеркивали важность автоматизации и роботизации в промышленности. Вот ММК внедрили у себя в различные производственные процессы более 280 программных роботов, и в прошлом году это обеспечило комбинату накопленный экономический эффект в размере 377 миллионов рублей. Какие еще предприятия у нас в лидерах и какая работа ведется в этом направлении?
– Я бы сказал, что большая часть предприятий Челябинской области берет сегодня курс на повсеместное внедрение на своих производствах цифровых технологий и искусственного интеллекта, и прежде всего – на развитие автоматизации и роботизации. Яркие примеры – автозавод «УРАЛ» и «Птицефабрика Челябинская» («Чепфа»). На «УРАЛе», например, роботы уже давно используются на главном сборочном конвейере, а автоматизация всех процессов окрашивания изделий позволила сократить потери рабочего времени стропальщиков и полностью исключить ручное перемещение подвесок. Недавно здесь завершили автоматизацию бизнес-процессов складской логистики в новом Центре оригинальных запчастей марки «УРАЛ». В итоге сократилось время выполнения операций, повысилось их качество, возросли точность и прозрачность учета продукции. На «Чепфе» планомерно роботизируют самые трудоемкие рабочие процессы. Так, на складе готовой продукции коробки с яйцами на палету теперь укладывают не люди, а робот. Это, с одной стороны, опять-таки закрывает потребность в дополнительном персонале, а с другой – значительно повышает производительность труда. Установка робота на складе заменила сразу восемь сотрудников, а процесс стал происходить быстрее и качественнее. Директор предприятия рассказал мне, что раньше из-за усталости к концу смены рабочие часто роняли коробки с яйцами. Теперь же этого не происходит.
Запрос на промышленных роботов у отечественных предприятий уже большой. Причем в роботизации, как видите, нуждаются не только предприятия промышленного сектора. Сейчас этот запрос идет от большинства отраслей экономики и будет только расти. В своем выступлении на ПМЭФ Президент сделал акцент на необходимости обновления наших заводов на качественно новой технологической основе с широким применением автоматизации. Он дал поручение за короткий срок войти в топ-25 стран мира по плотности роботизации. Это означает установку на предприятиях более ста тысяч роботов. Следовательно, надо ускоренно развивать в России и их производство.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер провел на форуме встречу с генеральным директором ЧКПЗ Андреем Гартунгом. Главной ее темой стало как раз создание современных роботизированных производств на площадке новой особой экономической зоны – она проектируется сейчас в Красноармейском районе. Там будут интенсивно внедряться те самые промышленные манипуляторы «Завода Роботов», о которых я говорил. И ЧКПЗ уже выразил заинтересованность в том, чтобы компании Группы открывали свои цеха на территории ОЭЗ. Это очень перспективный и многообещающий проект, который правительство области будет всячески поддерживать, создавая для резидентов особые, максимально комфортные условия.
Кроме того, областное правительство создает сейчас Центр промышленной роботизации – подведомственной структуры регионального Минпрома, которая будет работать в тесной связке с «Заводом Роботов» для содействия ускоренной интеграции роботизированных систем в производственные процессы предприятий, а также для подготовки специалистов по робототехнике. Мы сейчас активно инвентаризируем, в том числе сервисные компании, ведь производство роботов требует обеспечить их интеграцию в производственные процессы, а для этого необходимы и методики аудита, и подготовка кадров, способных обеспечить как интеграцию, так и последующую эксплуатацию роботов на производствах, и создание специальной инновационной инфраструктуры для запуска новых проектов в сфере робототехники, и много чего еще. Этими и другими вопросами будет заниматься Центр. Мы обязательно будет сотрудничать с Консорциумом робототехники, с Ассоциацией робототехники и другими профильными организациями, а также с вузами, федеральными и региональными органами власти в сфере промышленности. Первоочередная задача – создать среду для максимально эффективного внедрения роботов в промышленные и технологические процессы, в сферу логистики и другие направления. Это очень интересная работа, в которую мы уже начали погружаться.