Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев докладывает Совету Федерации: «Пищевая промышленность в России остается устойчивой. За восемь месяцев 2022 года по всем основным категориям фиксируем рост. Особенно отмечу прибавку по мясным консервам, сливочному и растительному маслам, крупам, макаронным изделиям, а также сухому молоку. Производство в 2022-м будет не ниже уровня прошлого года». Росстат даже фиксирует рост производства продуктов питания в сентябре на 1,8 % в сравнении с сентябрем предыдущим. Аналитики ждут роста выручки в отрасли на 7 %, до 8,3 триллиона рублей в год.
Однако бизнес в условиях санкций – не сахар. Дефицит упаковки, отдельных ингредиентов, комплектующих для оборудования, логистические шоки… Хочешь быть – умей вертеться: перестраивай производство, меняй ассортимент, ищи новых поставщиков, формируй запасы, импортозамещай, экономь – естественно, не на качестве… Справятся ли? Об этом мы спросили у местных производителей. Насколько они зависимы от поставок извне и с каким настроением смотрят в будущее? Узнаем за круглым столом.
Елена Тельпиз: Как санкции и прочего рода ограничения коснулись вашего бизнеса?
Алексей Исаков: После принятия очередного пакета санкций ЕС возник острый дефицит картонной упаковки для молочных продуктов. Мы компенсировали ее недостаток увеличением производства продукции в ПЭТ-бутылке. Со временем ситуация стабилизировалась. Появились предложения от новых иностранных партнеров, наладилось производство картона соответствующего качества в России. Или еще пример: нас в соцсетях завалили сообщениями: «Сметана вкусная, но плохо стала открываться крышка, сильно клеите». Объясняли людям, что дело не в склеивании. Из-за санкций производителям пленки стали недоступны определенные присадки, которые добавлялись для легкого открывания, так называемый peel-эффект. Сейчас он восстановлен. Две партии пленки получили – открывается идеально.
Юлия Панфёрова: У нас проблема с оболочкой на сервелаты. В мире всего семь заводов, которые ее выпускают, и все они в недружественных странах. Рост цены на такую оболочку уже достиг 60 %. Сильно увеличилось плечо доставки вспомогательных материалов упаковки, этикеток, пакетов, пленок и так далее. И, конечно, запчастей на оборудование. Гуманитарная конвенция не позволяет закрыть отгрузки оборудования для мясопереработчиков, но есть проблемы с поставками некоторых запчастей. Теперь приходится держать большие запасы расходников и даже конструктивных узлов и надеяться, что ничего не сломается.
Елена Тельпиз: Весной из-за санкций существовала опасность лишиться пищевой химии, которая в основном была привозной: ароматизаторов, красителей, консервантов, антиокислителей, стабилизаторов, эмульгаторов, усилителей вкуса, ферментов и прочего. При этом Китай тоже оказался для нас плохой альтернативой: в последние годы по внутренним причинам там закрылось большинство заводов, производящих лимонную кислоту, глутамат и цитрат натрия, сорбат, бензоат и другое, что на глобальном рынке вызвало всплеск цен в среднем на 50–60 %. Как изменилась ситуация к осени?
Юлия Панфёрова: Ситуация пока сложная. Во-первых, из-за роста стоимости перевозок в пять раз. К примеру, контейнер из Китая вырос с 5 до 25 тысяч долларов. Во-вторых, из-за качества. Ингредиентные компании «пылесосят» рынок и везут все подряд где и что найдут, создавая запасы на полгода-год. Мы работаем только с поставщиками, у которых есть собственные сертифицированные лаборатории. По их информации, до 50 % ингредиентов непригодны для производства комплексных добавок и отправляются назад или идут в утиль. Поэтому у нас в компании на каждую добавку есть два-три аналога. Это позволяет в том числе и сдерживать рост цен. А они по сравнению с прошлым годом выросли на 22 %.
Алексей Исаков: Основной компонент наших продуктов – натуральное молоко, а его в России достаточно. Серьезных перебоев с поставками компонентов мы не ощутили. Основные сложности были связаны с кратковременным изменением курса рубля, что могло существенно повлиять на стоимость конечного продукта. Но при стабилизации курса проблема по большей части была решена. Кроме того, для большинства компонентов, используемых в наших продуктах, есть отечественные аналоги. Для применения их как альтернативы иностранным нам потребовалось лишь время на отработку скорректированных рецептур. Речь прежде всего о сложнокомпонентных продуктах, например йогуртах, творожках, где используются фруктово-ягодные наполнители. У нас в принципе основной объем продаж составляет традиционная молочная продукция с короткими сроками, где не применяются какие-либо добавки. А закваска для кисломолочных продуктов в России есть. По сырам у нас тоже нет компонентной зависимости от иностранных поставщиков, а оборудование, на котором делают сулугуни и «Адыгэ», у нас собственной уникальной разработки: технический отдел придумал и реализовал самостоятельно. Для моцареллы – бренд il Primo Gusto – у нас, конечно, стандартное итальянское оборудование, это сложный в технической реализации сыр. Но опять же в составе только натуральные ингредиенты.
Дмитрий Полев: Если говорить о производстве растительного молока на «Союзпищепроме», оно не так уж глобально зависит от пищевой химии. Итальянское оборудование позволяет вырабатывать максимально натуральный продукт, при этом используется самое простое российское сырье: овес, рис, соя без ГМО, гречка. У марки растительного молока «Здоровое меню» вообще элементарный состав – зерно и вода. Для Green Milk приходится, конечно, искать зарубежное сырье: кокос, миндаль и бананы на Урале, даже на Южном, пока не растут. Но здесь больше проблема не с приобретением, а с доставкой по России. Например, груз с дальневосточных портов может идти несколько месяцев.
А в целом к осени поубавились панические настроения, мы смогли создать практически два параллельных набора ингредиентов, которые закупаем с небольшим запасом. Есть отдельные сложности с сырьем из Европы. Но опять же проблема не в санкциях и даже не в каналах поставок, а в том, что европейские заводы начали попросту закрываться, сворачивать производство.
Растут ли при этом цены на ингредиенты? Несомненно, растут, и в новом году будет еще одно повышение от наших поставщиков. Как с этим бороться? Увеличивать объемы закупок, универсальность рецептур и свою долю на рынке, заключать долгосрочные контракты, находить достойные замены по ингредиентам в том же Китае.
Елена Тельпиз: С полок крупного ретейла исчезли товары глобальных компаний, или их теперь значительно меньше. Это освободило дорогу в большие сети местным производителям? Стал ли ретейл сговорчивее? Изменилась ли его политика в отношении поставщиков?
Дмитрий Полев: Скорее, так – нас начали замечать и относиться к нам серьезнее. Здесь в одной точке во времени и пространстве пересеклись два процесса. Во-первых, на «Союзпищепроме» стояла амбициозная цель – сделать растительное молоко конкурентным именно по качеству, а не только по цене. Сегодня эта цель достигнута, и одновременно ушли с рынка конкуренты, на которых мы равнялись и которых стремились обогнать. Сегодня ретейл и потребители заново открывают российские марки, в частности наше растительное молоко. Они обнаруживают то, что нам на протяжении всех последних лет говорят специалисты на крупнейших выставках: у вас ярче вкус, и ваше молоко более плотное по текстуре; вы технологичнее для работы в кофейне – у вас лучше пенка и легче рисовать латте-арт. И если раньше мы просились на презентацию своего продукта, то сегодня крупные сети, наоборот, уже сами зовут нас, присылают приглашения на тесты. И мы готовы к борьбе за место на полке как по цене, так и по качеству.
Алексей Исаков: Что касается изменения долей иностранных брендов, то в молочной продукции пока нет существенных перемен, как, например, в напитках. Местные производители традиционной молочки всегда доминировали на локальных рынках, и эта тенденция сохраняется. А вот в линейке современных продуктов – йогурты, творожки с наполнителями… Есть ожидание перемен, которые могут быть связаны с заявлениями иностранных брендов об уходе с российского рынка, но фактически их присутствие на полке пока не сокращается.
Юлия Панфёрова: Нас это вообще не коснулось. Рынок мясопереработки на сто процентов российский. Насчет сетей у нас всегда было противоположное мнение: это отличный канал продаж, нужно просто уметь с ним работать. Мы умеем.
Елена Тельпиз: Назовите три главные проблемы, которые стоят перед пищевой отраслью сейчас. Как их можно решить? Какое участие государства для этого требуется?
Юлия Панфёрова: Первая – персонал. Нужно перестраивать глобально систему подготовки кадров в вузах и прочих учебных заведениях. У нас то бум юристов, то бум экономистов, а самая востребованная вакансия в Челябинске – продавец. Вторая задача – максимальное импортозамещение. И не замещение одного импорта другим, а реальное. Для этого нужны система выявления проблемы, оценка необходимого количества и выдача государственного гранта на разработку. «Калинка» председательствует в Союзе мясопереработчиков, и мы уже создали контактную группу «Альтернатива по запчастям и комплектующим», которая будет выявлять проблемы, оцифровывать и передавать в госорганы. Например, в последнем пакете санкций оказались каучук и все изделия из него. Это значит, что не будет сальников, прокладок и прочего. Надо искать решение. Ну и третье – просто не мешать. Продлить мораторий на проверки и штрафы. Кризис – наше самое любимое время, это время возможностей. У нашей компании есть стратегия развития до 2030 года, и она не поменялась в связи с геополитическими событиями. Выживет тот, кто быстрее бежит и быстрее приспосабливается к быстро меняющимся условиям.
Дмитрий Полев: Уместно будет рассмотреть этот вопрос на примере того, с чем мы столкнулись. Наиболее актуальный вопрос – научиться производить упаковку в России. Мы сегодня уже не печатаем ее во Франции – это дорога закрыта санкциями. Китай готов взять на себя выпавшие объемы, но для России в целом при такой замене ничего не изменится, мы поменяем одну зависимость на другую. Упаковка сейчас – самая острая проблема, и расширение этого производства должно стать государственной задачей.
Можем ли мы сами производить ингредиенты для пищевой промышленности? Многие начали это делать, но без мировой кооперации вряд ли будет большой успех. Это связано с доступностью сырья и технологий. Но базовые, наиболее распространенные составляющие пищевой химии должны производиться в России. Это тоже часть продовольственной безопасности.
Третий вопрос – экспорт. Российские продукты питания конкурентоспособны в мире. Например, когда мы разрабатывали напитки Green Milk и «Здоровое меню», то шли по пути постановки предельной задачи. Находили самые лучшие, самые вкусные образцы, которые есть на мировом рынке, и ставили задачу сделать наш продукт еще вкуснее. Пока наши технологи не добивались победы российской версии над зарубежной в слепых тестах, мы не выпускали продукт на рынок. Помню, когда разрабатывали версию Green Milk Barista «Миндаль», я ходил по кофейням с двумя белыми бутылочками «no name». В одной был наш напиток, в другой – напиток от известного зарубежного бренда – лидера рынка. После счета 12:0 в нашу пользу, когда двенадцать кофеен подряд в слепом тесте отдали предпочтение нашему образцу, мы утвердили рецептуру и начали производить этот вид молока. И так по каждому напитку. Поэтому растительное молоко из Челябинска точно имеет хороший экспортный потенциал. Даже сегодня 25 % нашей продукции поставляются за рубеж. Для расширения экспорта, особенно в азиатские страны и страны Персидского залива, нужны не только выставки в Арабских Эмиратах, Турции, Иране, в которых участвует «Союзпищепром», но и эффективная логистика, эффективное юридическое и маркетинговое сопровождение российских продуктов на зарубежных рынках.