Бизнес Веры Соколовой начался в 1998 году с продажи семян. Сегодня она и ее семья владеют девятнадцатью салонами и интернет-магазином, дают рабочие места для семидесяти человек и стараются сделать Челябинск по-настоящему цветущим.
– Чего может добиться женщина в современной России?
– Сложный вопрос. В России всего одна женщина-губернатор – Наталья Комарова в Ханты-Мансийске. И это о чем-то говорит. На Международном IT-форуме с участием стран БРИКС и ШОС в Югре отдельно шла программа с женской повесткой – мы смотрели, что было сделано в городе. И это подтвердило мои мысли о том, что женщина-руководитель больше думает о Доме – заботится о здравоохранении, социальных программах, красоте. Меня впечатлило увиденное в Хантах. И, наблюдая за работой нашего мэра, я убеждаюсь в необходимости существования женщин-политиков. Наталья Петровна делает наш город более комфортным для жизни. Приведу пример. Много лет я говорила прежним губернаторам: «Как же так? Почему у города-миллионника, лидера в лыжном спорте нет собственной площадки, где смогут тренироваться ребята? Парни переодеваются на улице, даже без бытовок». Не было трассы, спортсменам постоянно приходилось ездить в Златоуст, Тюмень… И только благодаря двум женщинам – Наталье Котовой и Ирине Гехт – дело сдвинулось с мертвой точки. На Карповом пруду создана лыжная трасса, появились трасса роллерная и стадион для биатлона…
– Видите ли вы смысл идти по пути некоторых европейских стран, которые вводят гендерные квоты?
– Раньше я была против. Мне казалось, что если ты не инвалид, а здоровый, самодостаточный человек, то тебе никто не может помешать идти вперед. Но со временем поняла: за женщин не голосуют. Не только в России, в мире вообще. Не знаю, видели ли вы фото, оно, на мой взгляд, показательное: масса темных пиджаков, и среди них одно яркое пятно – Валентина Матвиенко. Возможно, со временем мы переломим эту тенденцию, но пока мне представляется, что женщинам необходимы квоты. Именно с приходом Натальи Петровны проект «ЦВЕТУЩИЙ ГОРОД» набрал обороты, мечта начала сбываться: Челябинск зазеленел, стали появляться скверы. Я не собираюсь никуда уезжать, у меня нет цели заработать и сбежать. Это место – мой дом, поэтому я очень радуюсь, когда вижу, как в Челябинске появляются новые социальные проекты, красивые школы, парки, стадионы.
– Внешне цветочный бизнес кажется вполне женским. Но управление восемнадцатью салонами и семью десятками сотрудников – задача, которая не всем по плечу. Это уже не маленький бизнес. Вот и расскажите, какой он – женский или нет?
– Бизнес не имеет пола. Правила его ведения не допускают гендерных различий. Любым предприятием управлять непросто. Особенность нашего в том, что мы продаем нежный продукт, имеющий короткий срок реализации. И это требует наличия чуйки. Необходимо особое мастерство – заказать ровно столько цветов, чтобы не остаться с пустой витриной, но и не с забитым складом. Чтобы человек купил букет и этот букет его как можно дольше радовал, нужен максимально свежий материал.
– Разве это не вопрос опыта?
– Честно скажу, каждый раз это шаманство. Невозможно создать формулу, подставить в нее продажи прошлого года и все рассчитать. При этом у нас есть такое понятие – «стендинг». Это годовой договор с плантацией на еженедельную поставку по фиксированной цене. Потому что с качественными производителями цветов – как с хорошими ресторанами: далеко не всегда сможешь с наскока найти себе место, потому что столики уже расписаны.
– Каково ваше место в цветочном бизнесе Челябинска?
– Я не думаю о том, насколько мы крупные, для меня главное – хорошо делать свое дело.
– Но ведь вы же стремитесь к росту? И судя по всему, не только по горизонтали, улучшая ассортимент и качество услуг, но и по вертикали – увеличивая количество салонов.
– Я с вами согласна. Но если бы мы хотели просто зарабатывать деньги, было бы целесообразнее работать в интернете, ограничившись одним складом, пятью флористами и операционщиком, обрабатывающим заказы. Это не мой стиль. Да, у нас есть продажи через интернет, мы продвигаем сайт, но я люблю встречать покупателей лицом к лицу и считаю, что это в торговле главное. Лучший клиент – тот, кто приходит однажды, а потом остается тебе верен и возвращается раз за разом. Для меня самое ценное, когда покупатель говорит: «Только ваш флорист знает, какие цветы любит моя дочь». Я – за работу человека с человеком и теплый сервис. Ради этого мы расширяемся – думаю, в нашем городе есть еще много мест, где нужны наши салоны. Чтобы любители цветов приходили в нашу компанию. И для меня каждый наш букет – «от Веры Соколовой». Но одна я, конечно, не смогла бы справиться. У меня есть муж, который прекрасно умеет считать деньги. О нашей паре я говорю так: газ и тормоз. Каждый раз, когда меня несет, он сразу жмет на стоп.
– Он тоже в бизнесе?
– Да, у нас семейный бизнес. У этого подхода есть свой минус: каждый раз, когда мы собираемся вместе – даже просто поужинать, ужин превращается в планерку. И вроде бы давно договорились: дома дела не обсуждаем, но нет-нет да и нарушим собственное правило – то стройка требует срочных решений, то что-нибудь еще.
– У вас сейчас строится новый салон?
– Да, я о нем мечтала, когда ходила беременная Сашкой. Представляете, восемнадцать лет назад! У нас было разрешение на аренду земли, выделенной под строительство, но потом возникли трудности. Возможно, все затормозилось из-за того, что я никогда принципиально не даю взятки, – это часть моего отношения к жизни. Но мечты сбываются, даже когда мы идем правильным путем.
– Что особенного будет в этом салоне?
– Мы планируем, что первый этаж займет собственно цветочный салон, а на втором откроется школа флористики. Это будет своеобразным местом притяжения, здесь мы будем проводить мероприятия и мастер-классы, связанные с цветами. Недавно я ездила в Питер и специально заходила за вдохновением в кафе при старинной оранжерее Таврического сада. Представьте: играет мелодичный джаз, всюду красивая подсветка, вместо запаха кальянов – аромат цветов. Надеюсь, в нашем салоне мы сумеем создать такую же атмосферу.
– Сколько будет квадратных метров?
– Всего 450 квадратов на двух этажах.
– А с чего вообще началась ваша цветочная история?
– Все всегда начинается с воспитания. Мои родители – очень умные люди, с тремя высшими образованиями каждый. Они много работали, и мы с сестрой почти не видели их дома. Но больших денег эта работа не приносила. Я решила, что мне их путь не подходит, и после восьмого класса пошла в медучилище. Окончила, стала старшей медсестрой в больнице трубопрокатного завода.
– В каком году вы ушли оттуда?
– Когда родила четвертого ребенка. Вообще, я любила свою работу, вокруг меня были классные люди, у которых я училась самоорганизации. И энергии хватало. Но я понимала, что моей зарплаты недостаточно, чтобы дать четырем детям хорошие условия жизни и образование. Так что из декрета я ушла сразу в бизнес.
– С чего начали?
– Я тогда жила на Гагарина, 2, а в соседнем доме был магазин тканей. Там сдавались два квадратных метра, где стояли только стол и стул. Мы взяли семена на реализацию, сколотили ограждение и начали продажу. Потом рядом закрыла свой отдел женщина, продававшая цветы. А ее клиенты продолжали приходить! Грех было не воспользоваться этой возможностью. Так что я стала продавать горшечные растения. Начала ездить на выставки – мне было важно давать покупателям лучшее, быть впереди планеты всей. Помню, как объясняла директору завода «Кунгурские народные промыслы», что вещи, которые они производят, не продаются, и показывала фотографии того, что хотели бы мои покупатели. Так мы стали дилером четырех керамических заводов. После этого перешли к цветам. Тогда еще не было кучи предложений от голландских плантаций. Мы перевозили товар самолетами, поездами… Только представьте – багажный вагон цветов, который нужно разгрузить за пятнадцатиминутную стоянку.
– У вас там рефрижераторы были? Как цветы не портились?
– Обходились без холодильников – выбирали сорта, способные пережить транспортировку в Челябинск: ташкентскую розу (шипастую Ред Наоми и Бургунд), азербайджанскую гвоздику, способную при правильном уходе храниться по полтора месяца.
– Как и почему перешли на голландский цветок?
– Потому что хотелось отличаться, двигаться дальше. Цветочный бизнес тогда был поделен между несколькими авторитетами, и это осложняло работу. Помню, как уговаривала директора ТЦ разрешить нам арендовать место под отдел с цветами, но он отказывался, потому что этот район уже кому-то «принадлежал». Я проявила упорство, и мы все-таки открылись. Была и еще одна проблема – банки не хотели нас кредитовать. Но я видела цель, знала, что мне нужно, – открыть магазин на Кировке. Вы знали, что «Челябинский Арбат» – объект предпринимательской стройки? Власти предупреждали нас, что, если мы хотим построить в этом месте магазин, придется замостить прилегающий участок улицы, заказать определенное количество скамеек для общественного пользования. Правда, они же заверяли, что мы получим аренду на сорок девять лет. Обещание аннулировали, как только строительство закончилось. Но я не жалею: «Театр цветов», наша визитная карточка, открылся прямо у нулевой версты.
– Чего не хватает челябинскому цветочному бизнесу?
– Он у нас великолепный. Не хватает только больших заказчиков. Представляете, встречалась в Москве с предпринимателем, который рассказал, как сумел найти тридцать тысяч роз одного цвета. Клиент захотел сделать такой подарок своей девушке, поразить ее.
– Это как надо было накосячить!))
– Я думаю, он просто Романтик с большой буквы)) И нам таких не хватает. А вот талантливые флористы, способные оформить, например, ресторан, как в женском романе, есть. И цветов достаточно. Я уже рассказывала про стендинг. Зачем он мне? Например, чтобы у нас в любое время года были розы Эксплорер, Хартс, Нина для клиентов, которые любят только эти сорта.
– Какой у вас ассортимент? Сколько наименований?
– Ассортимент большой, одних глориоз три сорта. Это любимый цветок Миши, похожий на перевернутую звезду. Вы вчера у нас выбрали амариллис махровый – шикарный. К нему шла зелень – питтоспорум итальянский, которого в других местах вы не увидите. Есть гиацинты – весенние цветы, которые в других магазинах начинают продаваться с февраля. А у нас и тюльпаны всегда в ассортименте, не только в марте. Для меня важно, чтобы люди всегда могли прийти и купить свои любимые цветы. А диантус Cappuccino заметили? Прекрасный и стоит очень долго. Альстромерии мы продаем в двух видах – распустившиеся и в бутонах. Потому что одним клиентам хочется сразу получить готовый цветок, а другим важно увидеть это волшебство, как он на глазах раскрывается.
– Верите ли вы, что у мужчин и женщин от рождения разные способности?
– Нет. Наборы способностей – это кому что Боженька дал. Есть очень талантливые люди – и мужчины, и женщины – в совершенно разных отраслях. На мой взгляд, намного важнее, в каких условиях дети оказываются после рождения. Я сейчас наблюдаю, как моя дочь воспитывает внука, поражаюсь и думаю: «А сколько я могла недодать в своей суете и гонке?» Благо мне повезло с детьми. И я всегда старалась сделать так, чтобы они были в моем энергетическом поле. Так и с внучками сейчас.
– Что бы вы посоветовали женщине, которая хочет сделать карьеру в цветочном бизнесе?
– Прежде всего – попробовать. Знаете, я с детства мечтала быть воспитательницей в садике. И, видимо, так достала этим маму, что после седьмого класса она устроила меня нянечкой. Я расхотела быстро и навсегда. Так же и с цветочным бизнесом. Часто вижу, как этим решают заняться жены состоятельных мужей: «Дома сидеть не хочется, почему бы не поработать с цветочками». Но наш бизнес – это не только творчество, это тяжелый труд. Надо регулярно мыть, подстригать, зачищать. Поэтому всем советую: окончите курсы, поработайте, узнайте, как держать цветок. И есть еще один важный момент. Твой букет попадет в руки реальных людей. Им будут любоваться и говорить: «Ах, какие цветы!» Может быть, с ними даже сделают предложение! Поэтому, помимо умения считать и не бояться грязной работы, в нашей сфере просто необходимо любить людей.