Суперсовременный грузовой космический транспорт создают инженеры миасского Государственного ракетного центра имени академика В.П. Макеева (входит в ГК «Роскосмос»), одного из крупнейших научно-конструкторских центров России по проектированию ракетно-космической техники. Разрабатываемая ими многоразовая одноступенчатая ракета-носитель будет способна выводить в космос и возвращать грузы, производить дозаправку и ремонтировать объекты на орбите.
Одно из решений, предлагаемых миасцами, — уход от металлических баковых конструкций. Сейчас практически все ракеты в мире делаются из алюминиево-магниевых и алюминиево-литиевых сплавов. В ГРЦ Макеева намерены перейти на углепластик. Во-первых, он вдвое легче, а во-вторых, применение этого конструкционного материала в сочетании с двигателем с центральным телом с автоподстройкой под внешние условия позволит обеспечить выведение ракеты на орбиту с помощью всего одной ступени. По расчётам конструкторов, этап подтверждения основных технических решений займёт около трёх лет, а опытный образец может быть выпущен уже через 10-15 лет.
Это не единственная разработка предприятий Челябинской области в космической отрасли. FEDOR, первый российский антропоморфный робот-космонавт, родом из Магнитогорска. Сейчас его создатели – инженеры НПО «Андроидная техника» – по заказу РКК «Энергия» разрабатывают торсового антропоморфного робота нового поколения «Теледроид» для выполнения научных экспериментов на МКС. В космос «младшего брата Фёдора» планируют отправить в 2024 году, возможно уже на новой перспективной орбитальной служебной станции (РОСС).
««Теледроид» необходим для работ на внешней поверхности МКС. Это торсовый робот, он не имеет ног, но также является антропоморфным. Будет создано всего несколько таких образцов, ведь в промышленных масштабах такие изобретения не запускаются. Будет две-три копии: финальная версия, которая полетит в космос, ее точная копия, которая останется на Земле, и несколько промежуточных вариантов, которые нужны для отработки технологий», — поясняет исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров.
Основное внимание разработчики «Теледроида» уделяют функции помощи космонавтам. Он сможет копировать движения одетого в спецкостюм оператора, находящегося внутри МКС или на Земле. Так робот ещё до выхода человека за пределы корабля будет подготавливать рабочее место, например, вскрывать часть обшивки для замены. В итоге время, которое космонавты проводят в открытом космосе, сократится с 8 до 2-3 часов.
Сам FEDOR продолжает участвовать в экспериментах, направленных на подготовку к освоению объектов Солнечной системы. Недавно с его помощью прошел научно-исследовательский эксперимент «Созвездие», в котором космонавт Анна Кикина, находясь в экзоскелете, дистанционно управляла роботом-космонавтом. FEDOR должен был преодолеть определенный маршрут в транспортном средстве по заданной траектории. Тренировка проводилась с испытательной бригадой на специальной трассе в круглом зале центрифуги ЦФ-18. Этот опыт позволил оценить возможности и особенности операторской деятельности после выполнения космического полета. Для отслеживания динамики отобрали ряд операций, которые проводятся до и после полета. Теперь специалисты анализируют изменения в способностях двигаться, управлять техникой и решать различные задачи у вернувшегося из экспедиции космонавта.
Первыми сразу после приземления экипажи встречают космические спасатели элитного отряда, базирующегося на авиабазе Упрун неподалёку от Южноуральска. Для облегчения их работы Челябинский механический завод создал новую крановую установку грузоподъемностью 25 тонн с длиной стрелы 28,1 метра для загрузки транспортных космических кораблей нового поколения. Инженерный центр ЧМЗ переработал прежнюю конструкторскую документацию под требования заказчика: изменил балансировку, применил новые комплектующие, произвел перекомпоновку узлов и агрегатов. Особенностью крана является автономность его работы. Он может производить погрузочно-разгрузочные и монтажно-демонтажные работы практически на любом основании — на гусеничной тележке, железнодорожной платформе, прицепе, буксируемом понтоне… Кроме того, компоновка крана позволяет сохранить болотоходные качества и плавучесть базового шасси.
После прохождения расширенных испытаний установка стала частью транспортёра, разработанного инженерами корпорации «Уралвагонзавод» специально для встречи космонавтов с орбиты. Транспортер оснащен V-образным двигателем двойного назначения В-46, изготовленным на заводе «ЧТЗ-Уралтрак». Мощность двигателя варьируется в диапазоне 520-710 лошадиных сил. Агрегат способен работать с разными видами топлива.
Технику для нужд наземно-поисковых групп районов падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей космодрома «Байконур» выпускает миасский автозавод «Урал». Фургоны их погрузчиков оснащены бытовыми отсеками, и каждый из них – полноценный модуль для комфортного проживания четырех человек. Кроме того, машины укомплектованы передней электрической лебедкой с тяговым усилием 5 тонн.
Для космодрома «Восточный» проект инновационного двухэтажного трамвая подготовили на Усть-Катавском вагоностроительном заводе (входит в ГК «Роскосмос»). Он соединит космодром с городом Циолковский в Амурской области. Предполагается, что скорость состава будет достигать 100 км/ч. Первое время он будет ездить по существующей железнодорожной ветке, потом планируется построить для него специальную скоростную трассу, а кроме пассажирских вагонов создать и грузовую платформу для перевозки космических аппаратов.