Искусство уйти красиво

Черновик

В 2021 году в России распались 70% заключенных браков. Когда создается семья, всем хочется верить в «долго и счастливо», но игнорировать печальную статистику не стоит. Мы поговорили с адвокатом, руководителем практики частных клиентов АБ KR&P Ольгой Самариной о том, что стоит за таким уже привычным словом «развод».

– Ольга, по вашему опыту, кому чаще требуется помощь в семейных делах?

– В кризисной ситуации помощь может потребоваться каждому в равной степени: и мужу, и жене при разводе, и наследникам, если речь идет о разделе имущества. Это все равно что задуматься над тем, кому больше требуется стоматолог. Очевидно, что он нужен всем, у кого есть зубы. Так и здесь. Если встал вопрос о разводе, то решать возникающие проблемы грамотно и с минимальными потерями для обеих сторон – это естественная потребность. Люди могут прийти к какому-то соглашению и самостоятельно, по сформированным в обществе традициям. Но если договориться не получается, важно обратиться к хорошему консультанту и решать вопросы по закону.

 – Насколько мне известно, раньше адвокатское бюро KR&P занималось исключительно сопровож­дением бизнеса. Почему решили взяться за практику частных клиентов по семейным спорам?

– Да, изначально мы хотели отказаться от предоставления традиционных услуг адвокатов и сфокусироваться только на сопровождении бизнеса. Но жизнь – удивительная штука. Так вышло, что то, от чего мы отказались, стало само к нам возвращаться. Наши корпоративные клиенты начали все чаще обращаться по личным вопросам, и мы не могли им не помочь, потому что все необходимые для этого компетенции у нас есть. Чтобы люди могли решать все свои вопросы в режиме одного окна, мы начали заниматься семейным правом. А уже позже пришли к тому, что это направление необходимо сделать самостоятельной практикой. Думаю, это было правильным решением, ведь у людей есть доверие к тому, что мы делаем.

– Есть ли разница между решением проблем бизнеса и помощью в семейных делах?

– Да, разница есть, и она колоссальная. Когда ты решаешь бизнес-задачи, ты живешь в совершенно другом ритме и в других ощущениях – все четко, лаконично, по делу. В семейном праве преобладают эмоции, и основу конфликта зачастую составляет вовсе не финансовая сторона. Поэтому здесь особенно важно внимательно выслушать клиента, быть очень тактичным. За каждой такой историей скрывается много личных травм, ожиданий, боли. И юристу крайне важно расположить человека, вызвать и сохранить доверие, понять, что именно в данной конкретной ситуации будет оптимальным результатом.

– Но при разводе наверняка люди часто испытывают злость и желание защищать себя?

– Защитить себя – это не про месть, в том-то и дело. Мы пытаемся донести, что в жизни каждого бывают переломные, судьбоносные моменты. Их на самом деле не так много, поэтому у людей и нет понимания, как себя вести. А мы наблюдаем эти конфликты постоянно, видим удачные поведенческие стратегии и с учетом накопленного профессионального опыта помогаем выйти из сложной ситуации максимально благополучно.

– Благополучно – это как?

– Каждый запрос индивидуален. Важно обсуждать и вместе с клиентом выяснять, что действительно будет положительным исходом для обеих сторон. Если изначально запрос будет сформирован неверно, то все усилия приведут к ошибке. Поэтому мы должны подсказать, дать объективную оценку со стороны, вместе определить цели и идти дальше.

– В бизнесе, особенно крупном, где есть что делить при разводе, преобладают мужчины. Значит ли это, что вам чаще всего приходится выступать на их стороне?

– Нет, к нам в равной степени обращаются и мужчины, и женщины. При этом часто за консультацией приходят супруги бизнесменов. Ведь женщины далеко не всегда знают об имуществе, оформленном на вторую половину. А без адвоката, обладающего полномочиями собирать информацию об имуществе физических и юридических лиц, жена, не зная об активах мужа, может просто лишиться при разводе принадлежащей ей по закону доли. Более того – лишить своих детей права на это имущество.

– Насколько, по-вашему, это справедливо, когда мужчина, создавший бизнес, отдает при разводе долю супруге?

– Очень справедливо. Да, мужчины часто смотрят на семью через призму своих бизнес-представлений: кто сколько зарабатывает и вкладывает в семейные активы. Но давайте будем честны. Если мужчине так тяжело строить этот бизнес и зарабатывать деньги, согласится ли он готовить еду и убирать дом, а бизнес доверить жене? Нет, никто не хочет этого. А знаете почему? Потому что на самом деле мужчинам очень нравится заниматься тем, чем они занимаются, – надевать костюм, идти на работу, добиваться результатов, зарабатывать деньги. Их жены могут вести этот бизнес с таким же успехом, а иногда и на порядок лучше, таких примеров много. Но мужчине будет просто некомфортно так жить. Поэтому, если бизнес создается в браке, надо делиться. Это справедливо.

У нас в России отношение к разводам вообще достаточно упрощенное, поэтому и количество распавшихся браков растет. В других странах развод мужчине настолько экономически невыгоден, что он не потянет другую семью после развода с учетом всех обязательств перед бывшей супругой и детьми. А у нас встал, отряхнулся и пошел со своим бизнесом в новую жизнь. А женщина потеряла годы, упустила шансы на карьеру, воспитывая детей, и осталась ни с чем.

– То есть вы больше поддерживаете женщин?

– Нет, я поддерживаю справедливость. В семейных отношениях, как и в семейных спорах, каждый ведет себя по-разному. Бывают мужчины, готовые все отдать. Бываю те, которые записывают все свое имущество на жену, чтобы уйти от налогов, а потом жены отбирают у них все – и бизнес, и недвижимость, и возможность видеть детей. Каждый случай индивидуален. Я говорю лишь о том, что у мужчин изначально, как правило, более сильные позиции. У них больше ресурсов, больше денег, есть свои юристы. Они более социально адаптированы и к разделу имущества относятся тоже как к бизнесу. А женщины обычно до последнего момента не думают о жизни после развода. Они к нему заранее не готовятся. Только когда женщина понимает, что развод неизбежен, она обращается за помощью. А надо думать об этом намного раньше.

– Но не кажется ли вам, что думать о разводе заранее – это обрекать себя на развод. А как же любовь, доверие?

– Если в семье все хорошо и есть доверие, то знание своих прав только укрепит брак. Но от проблем никто не застрахован, поэтому важно заранее знать, как решить их наиболее эффективно. Не нужно пренебрегать брачным договором и консультацией адвоката.

Да, когда люди думают о браке, семье, они представляют машину, украшенную лентами, невесту в белом, слезы счастья. Какой уж тут брачный договор, мы же о высоком… Но с юридической стороны брак – это сделка. Это правовой режим имущества, приобретенного в браке, и порядок взаимоотношений с детьми. Как бы ни было это грустно, но любовь не всегда живет вечно. Люди разводятся, у каждого начинается своя жизнь, и каждый борется за права. И законом четко определено, что в случае раздела совместно нажитого имущества супруга имеет право на долю в 50 %.

– Мы не обсудили еще один важный вопрос – наследственный. Какие здесь есть подводные камни?

– В последнее время я сталкиваюсь с кейсами, когда людям не хватает наследственного планирования. Если человек занимается предпринимательством, имеет активы, в том чи­сле за рубежом, и не заботится о наследстве, то зачастую с его смертью конец приходит и бизнесу. Поэтому здесь нужно четко понимать, что ты хочешь оставить после себя. Думаю, никто не хочет, чтобы его дети воевали за наследство, но такое случается, к сожалению, очень часто. Родные люди, которые вместе отмечали семейные праздники и пили за твое здоровье, перестают разговаривать друг с другом и становятся врагами из-за раздела имущества и активов, потому что не могут договориться. Поэтому отнестись к последующему разделу своих активов надо разумно. Важно сделать так, чтобы твой уход не был проблемой для близких. С помощью инструментов наследственного планирования можно свою волю распространить на то, что будет после твоей смерти. И чем раньше это сделать, тем лучше.

– А если все-таки вернуться к брачным отношениям, с помощью каких инструментов можно разделить интересы семьи и бизнеса?

– Это корпоративные договоры, внесение изменений в устав, опционные договоры. Их множество. Мы подбираем инструменты, исходя из запроса, и реализуем их под потребности клиента. Как правило, в решении какого-то конкретного запроса необходимо использовать сразу несколько инструментов. Например, брачным договором можно решить вопросы, касающиеся имущества. Корпоративными инструментами – партнерства. Иногда мы также используем гражданско-правовые инструменты, чтобы застраховать интересы клиента.

– Как вы выстраиваете общую стратегию в сложных бракоразвод­ных процессах?

– Самое важное – вместе со своим доверителем попытаться договориться с другой стороной, прийти к мировому соглашению. Это самое лучшее решение, и это действительно верх профессионализма. Плохо, когда люди на долгие годы застревают в конфликте и бесконечно судятся. Наша цель – прийти к миру, показать, что с разводом жизнь не заканчивается.

– Кто ведет себя более эмоционально в таких спорах – мужчины или женщины? С кем работать сложнее?

– Конечно, женщины более эмоциональны. Но с мужчинами сложнее, потому что часто они готовы слышать только себя. То есть, если бизнес записан на мужчину, а жена при разводе хочет получить свою долю, для мужчины это грабеж, он считает это своим. Возможно, для многих из них желание спрятать имущество – это обида или такой способ защититься. Но вопрос необходимо решать, несмотря на эмоции. Семейные дела – это ведь не всегда про деньги. Даже в меньшей степени про деньги. Прежде всего – это про уважение, про потерянные годы, про право общения с детьми. Все это – наши нефинансовые инвестиции. Деньги можно легко поделить, до копейки. А прожитые годы не поделишь – их просто теряешь. И деньги тут могут быть лишь слабым утешением того, что не всегда можно начать заново.

– И заключительный вопрос: что вы можете посоветовать женщинам и мужчинам, чтобы избежать сложных семейных споров?

– Женщинам нужно более чутко относиться и к себе, и к мужу. Если возникают вопросы, надо сразу их задавать. Также важно знать, на что ты вправе рассчитывать, если брачные отношения вдруг прекратятся. Это можно узнать самостоятельно, изучив необходимую информацию, либо проконсультироваться у адвоката по семейным делам. Мужчинам я бы посоветовала не относиться к разделу имущества с супругой как к бизнесу. Это путь к проигрышу. В браке работают совершенно другие инструменты. Там нет отношений начальник – подчиненный. Супруга – это не твой подчиненный. Это человек, который часто знает тебя лучше тебя самого, поэтому с ней нужно договариваться и приходить к миру.

150 150 Анна Евдокимова
Вводите запрос здесь