В минувшем году Челябинскую область официально посетили около 1,7 миллиона туристов – и этой цифре есть куда расти. Сейчас регион занимает 13-е место в Национальном туристическом рейтинге. А маршрут «К нам прилетают даже метеориты» вошел в десятку лучших по спросу у организованных туристов, по данным Ассоциации туроператоров (АТОР).
Активную деятельность по разработке мастер-планов для повышения инвестиционной привлекательности области ведет АНО «Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области». Мы поговорили с ее директором Максимом Мельниковым о знаковых проектах, изменениях в инфраструктуре и перспективах сферы.
– Максим, как меняется инфраструктура Челябинской области?
– За последние несколько лет в ней произошли значительные изменения благодаря работе общественных организаций и поддержке бизнеса на федеральном и региональном уровне. Хороший пример – соглашение с Корпорацией Туризм.РФ, благодаря которому инвесторы получат дополнительные возможности для развития инфраструктуры и своих проектов – круглогодичных горнолыжных курортов и термальных отелей. Сейчас 60 % туристов приезжают к нам из Башкортостана, Тюменской и Свердловской областей. Это соседние регионы, с которыми мы планируем расширять сотрудничество в рамках макротерритории «Большой Урал» и снимать инфраструктурные ограничения.
Ведется работа и на экомаршрутах. Так, в прошлом году были установлены санитарные площадки на наиболее популярных стоянках водных туристов (на Блиновском повороте, у Кургазакской пещеры), а на Больших Айских притесах появилась лестница от реки до вершины, что сделало подъем быстрым и безопасным. В этом году запланировано строительство современного визит-центра в поселке Межевом. Это здание станет отправной точкой для людей, сплавляющихся по реке Ай.
Еще один важный проект – благоустройство туристического лагеря «Аркаима». Более тридцати лет туристов здесь встречала морально и физически устаревшая инфраструктура – вагончики, палаточный городок, хаотичные торговые ряды. На первом этапе проектом предусмотрено создание единого пространства, на котором появятся визит-центр и тридцать модульных средств размещения с необходимой инфраструктурой.
– Какими способами вы продвигаете потенциал Челябинской области?
– Прежде всего, участвуем в международных туристических выставках «Интурмаркет» (г. Москва), MITT (г. Москва), «Лето» (г. Екатеринбург) с собственными стендами. Это мероприятия B2B-направленности, рассчитанные на развитие межрегиональных связей и работу с туроператорами и потенциальными инвесторами. Мы принимаем участие в форуме «Путешествуй!» в Москве и второй год подряд организуем мобильный Туристско-информационный центр на Бажовском фестивале народного творчества. Это позволяет охватить как столичных, так и местных туристов.
Кроме того, мы активно сотрудничаем с федеральными СМИ. Только за последние полгода в Челябинской области прошли съемки трех тревел-программ: «Непутевые заметки с Дмитрием Крыловым» (Первый канал), «Магия вкуса» (телеканал «Моя планета») и шоу «Повара на колесах» (Первый канал). В этом году у нас есть и хороший повод для событийного пиара – в феврале исполнилось десять лет с момента падения метеорита в озеро Чебаркуль. Это уникальное событие, такой величины болиды приземляются на Землю раз в сто лет, а в нашем случае свидетелем падения стали тысячи южноуральцев.
– Какой туристический продукт в области вы считаете наиболее перспективным для привлечения туристов?
– У туроператоров Челябинской области очень большой выбор продуктов: активные туры, экскурсионные маршруты, экскурсии на промышленные предприятия. Все эти направления сочетает в себе национальный туристический маршрут «Челябинск: к нам прилетают даже метеориты!». Цена за четырехдневное путешествие с размещением в трехзвездочных гостиницах, питанием и насыщенной экскурсионной программой приемлемая – 21 000 рублей. За эти деньги туристы познакомятся с четырьмя городами, увидят красоту озера Тургояк и национального парка «Таганай», попробуют уральскую кухню – пельмени, наливки и черемуховый торт.
Турпродукт «5 000 лет металлургии», разработанный в рамках конкурса «Маршрут построен» проекта «Больше, чем путешествие» вошел в топ-10 лучших маршрутов по итогам голосования и оценки жюри. Его участники смогут посетить современные предприятия металлургии Челябинской области и древний Аркаим, где зародилось металлургическое производство на Южном Урале, и, конечно, хорошо отдохнут и наполнятся новыми впечатлениями, заведут знакомства, а возможно, выберут будущую профессию.
– В чем основные препятствия для наращивания турпотока из других регионов к нам?
– С точки зрения логистики препятствий нет: до Челябинской области легко доехать автомобилем и поездом, а перелет из Москвы составит всего два часа. Основных проблем две. Во-первых, дефицит номерного фонда. В регионе большое количество озер, пригодных для рекреационной деятельности, инфраструктура которых давно устарела. Меняется философия отдыха: туристам важно, чтобы были не только живописная природа, но и качественный сервис, современные номера, дополнительные услуги – спа, экстремальный отдых, конные прогулки и так далее. Тем не менее ситуация постепенно меняется: на больших озерах – Тургояке, Увильды, Еловом – уже появляются комфортабельные загородные отели и уютные глэмпинги. Эта тенденция распространится и дальше. Второе препятствие – отсутствие дорог и коммунальных сетей в местах, где бизнес хочет развивать туризм. В этой части существуют федеральные меры поддержки в рамках национальных проектов. Мы также готовы помогать в решении этих проблем: развивать инфраструктуру, повышать уровень сервиса, увеличивать турпоток в область.
В этом году Максим Мельников вместе с командой, представляющей Челябинскую область, участвовали в первом Форуме гостеприимства России, который принимала у себя Пермь. Более ста специалистов индустрии туризма из разных регионов страны получали новые и наращивали свои профессиональные компетенции. Мыслями
о развитии местного туризма и эмоциями от участия в форуме поделились с нами участники от нашего региона – посол гостеприимства Челябинской области
Елена Генфан-Баканова и управляющий ландшафтным отелем VERT Глеб Иванов.
– Елена, как прошел форум?
– Мы произвели фурор благодаря образцу метеорита, который туда привезли. К нашему стенду выстраивались очереди, чтобы послушать истории о падении и том, что случилось после. На форуме было много полезных мастермайндов, лекций и круглых столов, и это, конечно, очень ценно.
– В чем ваша задача как посла гостеприимства региона?
– Во-первых, повышение туристической привлекательности региона через платформу «Россия – страна возможностей». Во-вторых, популяризация профессиональных конкурсов, например «Мастера гостеприимства». И, в-третьих, важно формировать туристическое сообщество, объединять лучших специалистов в регионе для обмена опытом.
– Что вы думаете про текущий уровень нашей туристической привлекательности?
– Каждый год открывается много новых направлений. Я вижу, что у нас развивают экологический туризм, прокладывают экотропы. Активно продвигают промышленный и событийный туризм. В августе на ЧТПЗ прошел Всероссийский фестиваль «Ночь заводов». Также стали уделять внимание гастротуризму. Пример этого – ежегодный фестиваль на Аркаиме, где представлена национальная локальная кухня. Сравнивая с другими регионами, я вижу, что наша область действительно уверенно и ровно развивается.
– А проблемы есть?
– Основная проблема – транспортное сообщение. И это не только у нас. Страна большая, сложно все территории связать прямыми рейсами. Поэтому важно объединять маршруты нескольких регионов, чтобы человек мог сразу проехать два или больше, и это было удобно.
– Глеб, что интересного было на форуме для вас?
– Сам форум для меня в первую очередь всегда означал возможность коммуникации, общения с коллегами. Но, кроме того, в его рамках проводится важный конкурс – «Мастера гостеприимства». Его глобальная цель – раскрыть туристический потенциал страны и вывести туризм в России на новый уровень. В этом году мне даже удалось стать финалистом.
– Теория и общение – это всегда хорошо, а что в реальности происходит в сфере туризма в Челябинской области?
– Я вижу, что постоянно растет конкуренция, появляются новые качественные продукты. Все стараются работать с гостем и уходить от старых концепций, приходя к тому, что главное – взаимоотношения людей. Я и сам это чувствую как потребитель. Уровень все выше, хотя пока не настолько высокий, как хотелось бы.
– Что этому мешает?
– Есть продукты, требующие доработки. Например, отели, которые выбирают за наличие специфических плюсов, не повышают уровень сервиса. Гости там бывают, но изменений не видят. В результате людям кажется, что вся индустрия в области топчется на одном месте.
– Это будет меняться?
– Я уверен, что выживут и будут расти предприятия, понимающие, что главное – это личный подход, индивидуализация. А несогласные с этим отели и базы потихоньку закроются.