В этом году в ходе приемной кампании Челябинский государственный университет получил 23 000 заявлений абитуриентов – цифра, характерная для ведущих вузов страны. О том, чем живет сегодня резидент межуниверситетского кампуса мирового уровня, есть ли будущее у магистратуры, почему для вуза важны индустриальные партнеры и как ЧелГУ реализует свою «третью миссию», мы поговорили с его ректором Сергеем Таскаевым.
– Как вам удалось завершить приемную кампанию без объявления дополнительного набора? Я слышала, что в последние годы это проблема для вузов.
– К сожалению, в последнее время объявление дополнительного набора стало массовой практикой. Мы в ЧелГУ в этом году «закрылись» с первого раза – единственные в Челябинской области, в чем я вижу огромную заслугу всего коллектива университета. Это значит, что мы умеем не только учить, но и профориентировать: выстраивать коммуникацию с абитуриентом, погружать в академическую среду, доступно рассказывать о возможностях университета и о том, как сам студент может реализовать свои возможности в нем.
Однако проблема недобора кроется не столько в вузах, сколько в школах, точнее, в самой системе образования, которая сейчас ощущает острую нехватку школьных учителей и, как следствие, не может обеспечить должный уровень знаний выпускников, подготовить их к ЕГЭ. Хуже всего дела обстоят в сфере точных наук: физика и математика – сложные для изучения дисциплины, они не всем даются.
Учителя стареют, уходят на пенсию, а новые не появляются – социальное положение педагогов оставляет желать лучшего. Статус профессии уже не тот, нередки случаи «родительского экстремизма», когда мамы и папы рассказывают профессионалу, как он должен учить их чадо, хотя сами не обладают профильным образованием. Зарплаты маленькие, зато есть огромная отчетная нагрузка. Зачем идти учить детей, брать на себя огромную ответственность, испытывать психологическую нагрузку, писать кучу отчетов за 25 тысяч рублей, когда можно устроиться в ближайший магазин раскладчиком товаров и получать почти в два раза больше?
Это очень инертный процесс, который, однажды запустив, сложно остановить. Даже принятие кардинальных решений не сможет быстро изменить ситуацию к лучшему. Требуется много времени на то, чтобы дети получили образование, потом пошли работать в школу и в итоге воспитали новое поколение школьников. А университеты в одиночку не способны создать систему подготовки учителей.
– Ну и, наверное, демографическая яма тоже вносит свою лепту?
– Конечно, хорошо бы количество выпускников увеличить на порядок… Но не демографическая яма создала в системе высшего образования такую ситуацию. Некоторые школьники уходят в СПО – техникумы, колледжи. Делают это осмысленно, и это, наверное, правильно: получив профессию в колледже, они смогут быстро начать зарабатывать деньги. Предприятия серьезно подняли зарплаты для многих профессий и стали предлагать отличный соцпакет. Да и сами заводы уже не те, какими были лет двадцать-тридцать назад. Есть много современных чистых, эстетичных производств. Кроме того, СПО – это не всегда производство, это и IT,
и право, и экономика.
Поэтому, увидев блестящие результаты работы колледжа ЧелГУ, мы открыли еще два – в Миассе и Троицке, при наших филиалах. И они ожидаемо стали так же востребованы.
– Так все же почему у вас все хорошо с набором абитуриентов?
– ЧелГУ – классический университет, многопрофильный, включающий и гуманитарные, и физико-математические, и естественно-научные направления. У абитуриентов всегда есть выбор.
Как я уже сказал, мы выстроили последовательную работу со школьниками, которая начинается задолго до выпускных классов. У нас есть Детский университет, где обучают ребят из старших групп детского сада и начальных классов. Мои дети тоже ходили сюда – визжали от восторга. Это первые шаги к пониманию того, что ребенку интересно в этом мире, через развлекательные занятия, позволяющие сфокусировать его внимание на конкретном направлении.
Впоследствии сформированный интерес подкрепляется более плотным сотрудничеством со школами: ЧелГУ открывает университетские классы, проводит конкурсы и олимпиады, открытые лектории, экскурсии, ежегодно открывает набор в Малую академию. Наши факультеты ведут активную профориентационную работу, реализуют совместные с учебными заведениями проекты, с помощью которых активно вовлекают школьников в свою среду.
А дальше начинается студенчество – бакалавриат, магистратура, аспирантура. В ЧелГУ студент при желании может пройти весь путь до доктора наук. Либо использовать горизонтальное развитие и встроиться в нашу систему дополнительного образования, где всегда можно повысить квалификацию или скорректировать профессиональную траекторию с помощью курсов разной длительности. Воспользоваться этой возможностью могут частное лицо или организация: например, сейчас мы заключаем договор с производственным объединением «Маяк», чтобы обучить четыреста его сотрудников методам коммуникации. Получается такая непрерывная система подготовки и образования длиной в целую жизнь.
– А сейчас еще существует двухуровневая система образования, состоящая из бакалавриата и магистратуры?
– Да, несмотря на все разговоры о том, что она себя изжила. Система образования вообще очень инертна. Даже если будет принято решение о переходе на другую версию обучения, до его воплощения в жизнь пройдет много времени.
Программа бакалавриата дает диплом о высшем образовании – так же, как и магистратуры. Дальше человек должен ответить себе на вопрос: а нужно ли ему сейчас продолжать образование, и если да, то для чего и по какому направлению. Болонская система имеет весомый плюс: можно окончить бакалавриат по одной специализации, а в магистратуру пойти по другой. В нашем диссертационном совете по физико-математическим наукам недавно защищался человек с дипломом бакалавра по физике, а степень магистра у него – по политологии. Наверное, это неплохо – позволяет дополнить свою базу знаний, стать тем специалистом, которым ты себя видишь. Но надо твердо понимать, кем ты хочешь быть и нужно ли тебе продолжать образование на данном этапе. В магистратуру можно поступить и после перерыва в несколько лет.
– Вы работаете над тем, чтобы привлекать людей в магистратуру?
– Конечно. Более того, стараемся заинтересовать ребят, оканчивающих другие образовательные учреждения. Если к тебе в магистратуру идут из других вузов, значит, твоя программа действительно хороша. К нам – идут.
– В ноябре у вас открылась первая лаборатория межуниверситетского кампуса с Группой компаний inSmart. Расскажите, кто сможет ей пользоваться, какие возможности она предоставит студентам?
– ГК inSmart выпускает микроэлектронику – различного рода датчики для так называемого «умного дома». Это молодая компания, создающая вокруг себя систему, которая позволяет, с одной стороны, готовить кадры, а с другой, находить новые идеи для продвижения продукции.
Первое, что сделала inSmart в этом направлении, – организовала в партнерском для ЧелГУ лицее № 97 инновационную площадку для изучения азов микроэлектроники и основных простейших девайсов. Детям это понравилось, и после окончания школы перед ними встал вопрос, куда идти. Мы предлагаем поступать в ЧелГУ и создаем здесь подобный, но на порядок более сложный «кабинет» – студенческое конструкторское бюро.
Это первая лаборатория, которая начала функционировать в кампусе еще до окончания строительства. Современное производство, где мы с коллегами будем доводить до конечного воплощения идеи и разработки наших студентов, а потом внедрять их в коммерческий сектор. Студенты смогут разрабатывать устройства и производить их на оборудовании, поставленном inSmart, создавать бизнес-модели. Лучшие запустят в серийное производство, находящееся здесь же. Включиться в работу лаборатории смогут различные подразделения ЧелГУ. Здесь как раз и будет реализована современная образовательная модель – стартап как диплом, о которой сейчас много говорят.
– Какие еще ближайшие планы по развитию кампуса вам предстоит воплотить?
– Сейчас основная задача – комплектация его лабораторной базы. Всего в кампусе будет больше сорока лабораторий по самым актуальным научным направлениям, и половину из них должна разработать и наполнить команда ЧелГУ. Безусловно, не в одиночку – это очень дорого, ни один университет не способен справиться с такой задачей, ему требуются промышленные партнеры. Взаимодействием с ними мы и занимаемся сейчас вплотную.
– А кто еще проявил интерес к совместной работе?
– С Челябинским электрометаллургическим комбинатом планируем создание экологической лаборатории. С производственным объединением «Маяк» обсуждаем возможность создания совместных научных управлений и приборной базы. Есть еще Управление Главрыбвода в Тюмени, занимающееся решением проблем, связанных с экологией, восполнением биоразнообразия. Совместная с ним лаборатория получит статус экспертного центра по проведению и анализу водных объектов. Также есть компании, которые видят систему несколько иначе: они готовы создавать учебно-производственные кластеры, но не выносить их за пределы своих предприятий. Тем самым готовить у себя будущих сотрудников, минимизируя время на обучение, потому что студенты будут учиться на реальных производственных участках. Это тоже хорошая модель. Она не будет воплощена в кампусе, но так же полезна, более того – она освоена нашим вузом с целым рядом компаний.
– У вас многие проекты посвящены экологии…
– Наш край богат удивительной природой, на которую, к сожалению, два века подряд человек оказывает разрушительное воздействие. Карабаш в недавнем прошлом – самый грязный город, по версии ЮНЕСКО. На протяжении последних лет на Карабашском медеплавильном заводе происходит кардинальное изменение технологий производства, идет рекультивация города. Авария, произошедшая в 1957 году на химкомбинате «Маяк» в Озерске, образовала Восточно-Уральский радиоактивный след, территория до сих пор загрязнена радионуклидами и тяжелыми металлами, и ее надо как-то восстанавливать. И это только самые яркие примеры, а есть еще фоновое загрязнение, предупреждать или уменьшать которое – наша общая задача.
– Помогая решать эти вопросы, вы следуете за трендом? Или на это есть запрос со стороны?
– Мы рассматриваем экологические проблемы не как тренд, а как необходимость. Экологическое образование в ЧелГУ берет свое начало в 1996 году, и с тех пор мы взращиваем невероятно востребованные кадры, особенно для такого региона, как наш. Сегодня факультет экологии ЧелГУ остается единственным в области. Конечно, он очень нагружен проектами и задачами. Наши ученые изучают местные водоемы, разрабатывают технологии по оздоровлению среды и системы мониторинга. Студенты вовлечены во многие инициативы.
Активно включаемся в работу региона. Профессор кафедры геоэкологии и природопользования Альфира Сибиркина – руководитель рабочей группы по экопросвещению координационного совета при губернаторе Челябинской области. Долгое время факультет возглавлял Сергей Лихачев – сегодня министр экологии Челябинской области. Его заместитель Иван Кинев – наш выпускник. Директор Ботанического сада Вера Меркер регулярно привлекается к решению общегородских задач по озеленению. Только в этом году университет был соорганизатором и активным участником двух крупных проектов: Экологического водного форума, который собрал полторы тысячи человек из сорока городов России, и Всероссийского детского экологического форума.
– 15–16 ноября ЧелГУ стал площадкой для проведения «Дней науки». Что это значит для вуза?
– Это можно считать признанием того, что ЧелГУ является центром науки по разным направлениям, развиваемым в Челябинске и области. А кроме того, это прекрасный способ собраться и обсудить с коллегами проблемы, акцентировать внимание руководства области на определенных вопросах. На мероприятии присутствовали не только научные и образовательные организации, но и представители власти. «Дни науки» – очередное свидетельство того, что руководство Челябинской области, губернатор Алексей Текслер дали мощный разворот региона в сторону науки, и это не может не радовать, потому что научное сообщество Южного Урала имеет огромный потенциал для развития территории.
Важно это мероприятие и для студентов: они смогут оценить объем и спектр научных исследований, проводимых в области, заинтересоваться ими. Любой форум, конференция – это критическая масса знаний, способная превращаться в новые идеи. Ученые едут на такие мероприятия, чтобы не вариться в собственном соку, чтобы увидеть, чем занимаются коллеги. Результат – неожиданные прорывные инициативы, которые никогда не возникли бы, сиди ты на месте.
– Вы выступали спикером?
– Хотел бы, но в это время я был в Китае, и мой визит нельзя было перенести. В то время там проходил Международный форум по обменам и взаимному изучению евразийских цивилизаций, в рамках которого был создан Международный альянс евроазиатско-китайских вузов в области культуры, искусства и образования. ЧелГУ вошел в состав правления этого Альянса, а также его подразделения – Альянса по развитию юридического образования. В этот союз были приглашены университеты четырех стран – России, Китая, Казахстана и Таджикистана. Мне была предложена должность заместителя директора Альянса. Нельзя недооценивать перспективы российско-китайских отношений, Китай – основной партнер России, это очевидно.
– Как выстраивается сотрудничество с китайскими университетами? Планируется ли запуск программ с двойными дипломами?
– Да, это один из вопросов, которые мы обсудили на форуме в ходе визита. Мы заключили подобные соглашения с несколькими ведущими вузами. Вообще, ЧелГУ с КНР работает давно. Например, договору с Шэньянским педагогическим университетом в следующем году исполнится двадцать лет! А китайский язык мы преподаем лет двадцать пять. Два основных игрока на этом поле – факультет Евразии и Востока и факультет лингвистики и перевода. Прямо сейчас их студенты проходят обучение в Хэбэйском институте международного бизнеса и экономики, Пекинском университете иностранных языков, Нанкинском университете и Северо-Восточном университете экономики и финансов.
Особенный потенциал мы видим в научной кооперации с китайскими коллегами. Например, сейчас вместе с учеными из Института обработки минералов и биоинженерии Центрального южного университета Китая ведем исследования по переработке промышленной пыли. Международный проект финансируют Российский фонд фундаментальных исследований и Государственный фонд естественных наук Китая.
– Осень – очень насыщенное время у вас. В ноябре запланирован Международный иммерсивный форум «Евразийские ворота» в Костанайском филиале Челябинского государственного университета. Какие ключевые темы собираетесь там обсуждать?
– Форум «Евразийские ворота» задуман для укрепления сотрудничества приграничных территорий России и Казахстана. Наш университет работает в этом направлении много лет, первое наше подразделение появилось в Костанае в 1998 году, и через два года оно стало полноценным филиалом ЧелГУ. За это время мы обучили больше 12 тысяч человек. Это крупнейший филиал из числа российских вузов за рубежом, поэтому о выборе места проведения мероприятия вопрос не стоял.
Вместе с гостями нашего форума – представителями власти, бизнеса, научного сообщества, СМИ, общественных организаций – поднимем актуальные вопросы развития современного общества и интеграционные процессы двух стран. Поговорим о медиасфере, культуре и творчестве, бизнесе и экономических вопросах, экологии. По сути, мероприятие станет логичным продолжением переговоров президентов Владимира Путина и Касыма-Жомарта Токаева в Астане, которые в ходе встречи отметили уверенное развитие партнерства и необходимость продолжения практики проведения межрегиональных форумов.
Наш прекрасный соорганизатор – АНО по развитию регионального кино и креативных индустрий, директор которого, Светлана Попова, наша выпускница, многое делает для сохранения наследия народов и народностей, для взаимообогащения культур.
– Вы подписали договор о сотрудничестве с Кыргызским национальным университетом имени Жусупа Баласагына, а также с Бишкекским государственным университетом. Как это повлияет на учебные процессы, что даст?
– Кыргызстан интересен нам в плане набора абитуриентов: в этой республике русский язык является одним из государственных, а значит, поступающих не надо обучать дополнительно. Минобрнауки и Минпросвещения вкладываются в поддержание русских школ на территории Кыргызстана, для кыргызов выделяется больше тысячи бюджетных мест в российских вузах.
Также нам важны проекты в области производства и науки, которые можно реализовать на территории Кыргызстана. Сейчас у нас с Кыргызско-Российским Славянским университетом есть устное соглашение по исследованию выбросов предприятий и ТЭЦ. В их государстве топят углем, и проблема смога стоит серьезно. Однако эту воздушную смесь можно отфильтровать и переработать. К тому же Киргизия – горная страна со множеством рек, на которых можно установить портативные источники производства электроэнергии. Их мощности может быть достаточно для освещения, например, поселка.
– Я понимаю, чем это хорошо для Кыргызстана. А для ЧелГУ?
– Во-первых, нам важно выяснить, насколько интересен этот проект с точки зрения экономики. Во-вторых, возможность размещения заказов на производство гидрогенераторов на территории Южного Урала важна челябинским предприятиям. В ЧелГУ разработан подход к производству строительных материалов на основе мелкодисперсной фракции – того, что обычно вылетает в трубу во всех смыслах. Можем спроектировать производственные линии, если кыргызская сторона решит финансировать этот проект. Совместный бизнес способствует налаживанию связей между государствами. Да и, как я уже сказал, решение хотя бы какой-то части экологических проблем важно для всех нас.
– Связи с Таджикистаном вы тоже развиваете, из недавней поездки в эту страну привезли соглашения с двумя вузами. Чем они интересны?
– Наша задача в Республике Таджикистан – выстроить единое научно-образовательного пространство между государствами для взаимообогащения научными и образовательными инициативами. Мы заключили соглашения с Российско-Таджикским (Славянским) университетом и Таджикским национальным университетом, находящимся под прямым патронажем президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Первый нам очень близок, поскольку ведет деятельность по образовательным стандартам РФ, студенты прекрасно говорят на русском языке и активно интересуются Россией. Национальный университет – флагман образования в Таджикистане с современной инфраструктурой. Мы очень плодотворно обсудили перспективы взаимодействия – программы двойных дипломов, академический обмен, изучение русского языка как иностранного, совместные публикации и грантовые проекты, возможность развития СПО.
– Насколько я знаю, вы собираетесь открыть новый факультет – индустрии спорта и туризма. Когда?
– В следующем учебном году. Набор будет открыт на две принципиально новые для нас программы – «Менеджмент спортивной индустрии и туризма» и «Экскурсионная инструкторская деятельность». Однако нельзя сказать, что мы заходим на совершенно новое для себя поле: опыт работы в области спорта, туризма и менеджмента в ЧелГУ накоплен большой. Менеджеров мы готовим давно, качественно и в самых разных областях. Много лет у нас функционируют спелеошкола и туристический клуб «Саламандр»; мы завершили строительство первой очереди физкультурно-оздоровительного комплекса; регулярно участвуем в соревнованиях и принимаем их сами. В конце октября в ЧелГУ прошло Открытое первенство Челябинской области по спортивной гимнастике, которое собрало триста участников со всей России.
Теперь для открытия факультета мы заручились поддержкой всех спортивных клубов региона, получили от них запрос по подготовке управляющих кадров. Век спортсмена довольно короток – как ему быть, когда карьера завершается?
– Стать тренером?
– Да, но для этого требуется получить педагогическое образование, чего многие не делают и, как следствие, остаются у разбитого корыта. Поэтому наша задача – за время спортивной карьеры подготовить ребят, дать им возможность впоследствии остаться работать в родном клубе. Тем, кто хочет стать тренером, мы предлагаем педагогические направления подготовки. А ребятам, планирующим уйти в менеджеры, – необходимую квалификацию для управления именно спортивной организацией. У спортсменов в этом смысле есть несомненный плюс – они выросли в клубе, знают его изнутри и могут быстро перенять у системы высшего образования то, что им нужно. Клуб со своей стороны тоже контролирует процесс подготовки специалиста.
И есть вторая программа – по подготовке кадров для туриндустрии. Сейчас активно развивается внутренний туризм, и для него необходимо готовить специалистов. В частности, инструкторов, способных водить желающих, например, по горам. Для этого требуется соответствующее образование, включающее и спортивную подготовку, и туристическую, и медицинскую, и экономическую: как построить тур, рассчитать его.
– С 2023 года в ЧелГУ начал функционировать Центр психолого-педагогического сопровождения семьи. В октябре вы выиграли грант на его развитие в размере шести с половиной миллионов. На что он пойдет? И почему на базе университета было принято решение открыть Центр «не для студентов»?
– Для Центра психолого-педагогического сопровождения семьи это уже второй грант Минпросвещения, на средства первого он был открыт. За это время команда Института образования и практической психологии помогла тысячам членов семей найти общий язык. Впечатляющая цифра, правда? Специалисты работали очно и онлайн по всей России. С помощью новой очереди финансирования количество консультаций будет увеличено, а сам Центр, который расположен в нашем корпусе на Ворошилова, 4, обретет новый функциональный интерьер.
Это прекрасная инициатива, которая сегодня очень востребована обществом. Когда вокруг разворачиваются такие пугающие события, очень тяжело сохранить равновесие. А когда тебе при этом нужно заниматься воспитанием детей, понимать их, развивать и социализировать… Наши психологи реализуют целый ряд проектов, направленных на работу с людьми разных возрастов, и Центр сопровождения семьи – один из самых значимых из них.
Что же касается проекта «не для студентов» – это нормальная практика, когда деятельность университета встроена в развитие города, общества и, казалось бы, напрямую не относится к образованию. Хотя это не так: в конечном счете все, что мы делаем для региона и что сегодня называется «третьей миссией» университета, направлено на развитие образования и науки. Например, много лет в ЧелГУ работает юридическая клиника, которая оказывает бесплатные консультационные услуги населению. Есть у нас и другие успешные инициативы, которые регулярно доказывают: университет – неотъемлемая и созидательная часть нашего региона, центр притяжения и точка роста для любого, кто зайдет в наши двери.