– Какие времена переживает мебельная индустрия в России?
– Многие фабрики запускают новые модели на замену продуктам ушедших зарубежных производителей. Для иностранных компаний российский рынок составлял лишь
3–5 % от общего числа продаж. Они в целом не были ориентированы на нашу страну.
– Какие зарубежные бренды покинули российский рынок?
– Часть немецких и итальянских компаний, Прибалтика. Скандинавы не против, чтобы заказы шли через посредников, но открыто импортировать к нам не станут – боятся общественного давления. Даже некоторые украинские фирмы до последнего продолжали поставлять товар к нам.
– Удается ли российским производителям компенсировать уход иностранных брендов с рынка?
– Отрасль должна расти, но не все фирмы вовремя сориентировались. Так, некоторые не успели заменить своих поставщиков. Для увеличения объемов производства необходимо сложное оборудование – где его взять? Есть хорошие китайские станки, но китайцы не спешат наращивать поставки, опасаясь, что спрос упадет. В итоге получаем временной лаг.
– С какими еще трудностями сталкиваются отечественные производители?
– Для рывка вперед мало купить станки – нужны технологии, а у нас сильно отстают металлообработка и конкретно гальваника. Есть проблема с дизайном: китайцы нанимают итальянских дизайнеров и создают уникальный продукт, а мы начали их копировать. Мешают и финансовые трудности. Но мы все же видим перспективы развития.
– Кем вы заменяете ушедших производителей?
– У нас осталась часть европейских поставщиков. Сотрудничаем с российскими компаниями, которые еще до пандемии решили отходить от импорта и вложились в создание своего производства: построили площади, купили оборудование, материалы… Они уже на 50–60 % сократили долю импортного товара, выпускают собственные модели, и качество не уступает европейскому.
– Какие компании сейчас лидируют на рынке отечественной мебельной индустрии?
– Компания Profoffice запустила порядка десяти новых кабинетов, часть из которых замещают итальянские. Все производство локализовано. Активно развивается Directoria&Moder. Третий крупный производитель – мебельный комбинат «СТОРОСС». Есть Norden – были поставщиками кресел из Китая, теперь развивают свое производство. Бренд Riva изначально работал в недорогом сегменте, но уже заходит в более высокий.
– Как изменились цены в этом году?
– Цена на импорт привязана к курсу доллара. Как только он упал, произошло снижение. Да, выросла логистика, подорожали энергоресурсы, но в целом скачок не был лавинообразным. Некоторые отечественные производители увлеклись попытками сделать товар дешевле: сегодня купил у них мебель, а завтра она сломалась. Но покупатели больше на такое не согласны, потому что у них стало меньше денег и больше желания получить за них максимум качества.
– Верна ли формула, что «дорого» еще не значит «хорошо», но «дешево» – наверняка «плохо»?
– Наверное, нет. Можно иметь разное представление о том, что такое «хорошо». Например, шпон из натурального дерева идет разного оттенка, с вкраплениями. Два стола одной фабрики отличаются – и это дорого, классно. Но некоторые покупатели недовольны: «Почему они не одинаковые?» С «дешево и плохо» тоже все не так просто – есть компании, способные снижать издержки, не завышая цену, за счет объемов.
– В этом году вы остались без выставок?
– События международного масштаба, такие как ORGATEC в Кельне, придется пропустить. Но в ноябре в Москве состоится ежегодная выставка мебели. Участвовать в ней в основном будут те, кто хотят представить новинки. Известные бренды в это же время приглашают к себе на производства и в шоурумы. Такие встречи полезны: можно не только увидеть что-то новое, обменяться опытом, но и лично высказать пожелания производителям, узнать на производстве у технологов, можно ли воплотить их в жизнь. Поэтому мы, конечно, поедем.