Учат в школе

Нет такого родителя, который не хотел бы вырастить успешного и счастливого ребенка. Драмкружки и студии дизайна, спортивные секции и компьютерные классы – современные родители еще до школы начинают раскрывать потенциал своего чада. С началом школьной жизни приходится все больше вовлекаться в образование – помогать делать домашние задания и объяснять не до конца понятые темы. Вливание в школьный процесс сложно не только для ребенка – это своеобразное испытание и для мам и пап. А ведь после уроков еще круговерть допобразования, первоклашку нужно вовремя отвезти на английский, танцы, легкую атлетику… Школьное и дополнительное образование – это уже единое целое, и вместе они формируют гармоничную личность. Но когда взрослым успевать работать?

Эту задачу успешно решили в 11-м лицее. Здесь работают тридцать студий допобразования, так что родителям можно спокойно заниматься своими делами, не беспокоясь, что сын или дочь чего-то недополучат. Большинство направлений работают уже давно, но в этом году внеклассные программы получили еще больший размах – у лицея появился новый филиал на улице Российской, 267. Современный пятиэтажный комплекс «Эрудит» площадью более трех тысяч квадратных метров с актуальным дизайном и яркой мебелью находится в трех минутах ходьбы от главного корпуса на Тимирязева. Сюда из основного здания вынесли шестнадцать студий, которые лицеисты посещают после уроков. Причем присоединиться к ним можно в любое время года.

Директор 11-го лицея Елена Киприянова отмечает, что это – не просто лицейская продленка. «Эрудит» создавался по принципу интеграции основного и дополнительного образования, а также для организации инженерной деятельности: исследований, конструирования, моделирования, проектирования и экспертных оценок.

– Я называю это место инженерной школой «Технотерра». При этом под словом «инженерия» мы подразумеваем и социальную инженерию тоже, потому что есть в «Эрудите» и гуманитарное направление. И хотя допобразование в 11-м лицее было всегда, новое здание значительно расширило наши возможности. Мы перенесли сюда старые направления и открыли те, которых не было раньше. Теперь у нас не просто школьные кабинеты, где после уроков нужно сдвигать парты, освобождая место. Это полноценное пространство, оснащенное всем необходимым. Да и детям полезно менять обстановку между учебой и другими активностями. Отучившись смену, они немного пройдутся по городу, отдохнут, а это уже другое настроение, другая мотивация.

В «Эрудите» мощнейшая система курсов. Мы создали очень удачное сочетание – прекрасное здание плюс глубокое смысловое содержание. Мы пригласили высокопрофессиональных преподавателей, обеспечили их нужными ресурсами, мы все сделали для наших детей, чтобы они не слонялись по улицам постоянно. Хотя я часто говорю родителям, что оставлять ребенку время побездельничать – тоже очень важно. Потому что делание рождается из ничегонеделания. А у нас такое заделье! Мы ведь работаем по принципу компетентностного подхода, интегрируя основное и дополнительное образования, мы формируем такую систему, которая станет платформой для ученика. Он сможет найти здесь все необходимые средства, условия, «точки роста», которые помогут ему совершить сложный мировоззренческий выбор: самоопределиться в культуре, социуме, профессии. Я уже сказала, что мы развиваем инженерное образование. А что такое инженерное образование? Это формирование способности системно преобразовывать социально-культурную и материальную среду. Вот такую мы ставим перед собой задачу.

– Как к вам попало это здание?

– Нам повезло, его предложил муниципалитет, потому что оно близко к нашему основному корпусу. И хотя изначально оно строилось как школа для начального звена, за время строительства произошли изменения в законодательстве. В итоге мы расположили внутри Центр дополнительного образования. И это еще лучше. Здесь можно делать много того, чего раньше школа не видела и не слышала.

Учат в школе

– Все студии бесплатны для учащихся лицея?

– Да, кроме школы плавания. Но нужно понимать, что бассейн – это дорогое удовольствие, и содержать его финансово затратно. Для этого мы используем как бюджетные, так и внебюджетные средства. В чем-то (например с приобретением оборудования для инженерного центра) помогают наши партнеры, хорошие крупные производства. С чем-то справляемся сами. Мы все еще в процессе. Задумок очень много, но для их реализации нужны деньги и немалые. Чтобы организовать одно только гео-ателье мы потратили пять миллионов рублей на покупку расходных материалов, конструкторов и так далее. И так по каждому из направлений. Важно ведь не только иметь помещение и оборудование, надо найти преподавателя, надо обеспечить его зарплатой, программами – это очень непросто. Ведь деньги всем школам выделяются одинаково, в соответствии с количеством учащихся. А уровень школ у всех разный. И порой бывает обидно, когда родители не видят того, что стоит за благополучием школы, и не ценят.

– А здесь работают только ваши преподаватели?

– И наши, и тех, кого мы пригласили сюда специально. Да, это опять нагрузка на штатное расписание, но как иначе? Тренеры по плаванию, преподаватели актерского мастерства, вокала… У нас здесь столько разных деятельностей, которых обычная школа никогда не видела и не слышала!

– В городе десятки секций, куда может ходить ребенок. Как выбрать?

– Каждый должен найти индивидуальную траекторию, свой трек. Мы с этим работаем давно, в лицее есть программа самоопределения с шестого класса. Мы показываем детям все возможности в школе и за ее пределами, работаем с целеполаганием и смыслами. Современных школьников иногда называют «дети, укутанные в вату», «ждуны». Родители опекают их со всех сторон, возят от кружка к кружку, а детям нужна свобода и не всегда ребенок сам хочет именно то, что выбрали для него родители. Недавно один второклассник меня очень удивил: он сам прошелся по школе и выбрал для себя студии допобразования, сам узнал расписание и сам записался. Не мама его привела, а он самостоятельно все решил. Вот это круто, вот так и должно быть!

Чтобы увидеть, как все устроено изнутри, мы пришли в «Эрудит» на обзорный тур. Экскурсию для нас провела заместитель директора по учебно-воспитательной работе и дополнительному образованию Татьяна Сергеевна Афанасьева. Внутрь, кстати, просто так не попасть: зайти можно, только зная код на домофоне.

– Мы получили здание осенью 2021 года, и оно уже было полностью оснащено. Мы лишь немного модернизировали его и в сентябре 2022-го открыли двери для лицеистов. На первом этаже у нас медблок, столовая и раздевалка. На остальных этажах проходят занятия.

– Сколько ваших учеников заняты в допобразовании?

– Половина. Из 892 учащихся 492 занимаются здесь.

11-й лицей учится в первую смену, поэтому в два часа дня у детей как раз в разгаре дополнительные занятия, так что мы не просто услышим, а увидим, чем они занимаются. Первой студией на нашем пути стал военно-спортивный патриотический клуб «Гвардия». Курс занятий здесь разделен на модули: начальная медицинская подготовка, самооборона, туризм и выживание в экстремальных условиях, стрельба из автомата. Своими впечатлениями поделился ученик восьмого IT-класса Глеб Рылов:

– Три раза в неделю мы занимаемся под руководством Владимира Александровича Баклунина, это наш преподаватель ОБЖ. Ходим в походы выходного дня на Таганай, Александровскую Сопку, в Большое Баландино. Участвуем в олимпиадах по пожарной безопасности, ПДД. Недавно заняли первое место в общегородских соревнованиях по первой помощи. Воспитанники нашего клуба даже спасали людей. Например, Полина Гранина, применив прием Геймлиха, спасла дядю от удушения.

Глеб говорит четко и стройно, видимо, не зря его выбрали капитаном юнармейского отряда.

Учат в школе

В соседнем кабинете реализуется программа арт-клуба «Архитектура и дизайн». Это было пилотным направлением в новом здании, а руководит им учитель ИЗО 11-го лицея – старший преподаватель ЮУрГУ кафедры дизайна и изобразительных искусств архитектурного факультета Жанна Васильевна Пономарева. Дети в форме игры осваивают азы моделирования, проектирования и строительства, изучают цветоведение и знакомятся с разными материалами. Когда мы зашли, ребята как раз что-то мастерили.

– Сейчас мы разрабатываем дизайн объемных букв для начальной школы, а раньше я делала разные рельефы из бумаги, – на минутку отвлеклась от занятия Настя Байер из седьмого IT-класса. – Мне тут очень нравится, я могу воплотить свои идеи и заодно расслабиться после школы. Это мое хобби.

Чуть дальше по коридору сидят креативщики – клуб технического моделирования ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Старшеклассники занимаются подготовкой к «Одиссее разума» – международной программе развития творческого мышления. Руководит процессом тренер Мария Геннадьевна Асатуллина.

– В начале учебного года мы получаем от организаторов пять разных проблем, к которым нужно найти решение. Мы придумываем выступление, используя очень много ограничений. Тут применяются все метапредметные знания – от кройки и шитья до строительства машины Голдберга. Готовиться можно до марта – апреля. Потом начинаются российские соревнования. До 2019 года были и европейские – в Польше, Германии, Белоруссии. 11-й лицей туда ездил и занимал первые места. Мировой финал всегда был в Айове (США), туда мы обычно не ездили, но с ковидными ограничениями его перенесли в онлайн-формат. И вот в нем мы уже дважды побеждали!

Учат в школе

На втором этаже расположены две взаимосвязанных студии. Первая – Центр инженерных технологий и изобретений «Технотерра», где занимаются, возможно, будущие Ларри Пейджи и Марки Цукерберги. Эти ребята уже разбираются в коде и умеют писать простые программы. Учитель информатики и один из педагогов направления Яна Игоревна Абдрахманова рассказала, что «Технотерра» работает в четырех направлениях: программирование, моделирование, робототехника и проектная деятельность.

– Главная цель нашего Центра – мотивирующая образовательная среда, углубление профиля по математике и информатике. Мы участвуем в олимпиадном программировании и в образовательном проекте от Лицея Академии Яндекса. Робототехника направлена больше на младших школьников. А в проектной деятельности ребята изучают 3D-принтеры и лазерный станок. Мы много работаем в коллаборации с ДПШ, «Кванториумом».

Вторая студия – геоателье «Земля из космоса». Совместно с «Технотеррой» лицеисты разрабатывают здесь кубсаты – наноспутники, которые помогают исследовать космическое пространство. Когда мы зашли в кабинет, несколько мальчиков паяли платы. Руководитель этой метапредметной лаборатории – учитель географии Наталья Николаевна Штырляева.

– Все началось с того, что мы с ребятами участвовали в одном из исследований, где окунулись в процесс дешифрирования космических снимков. Так возникла идея создания лаборатории. Одним из первых проектов стали «Бельки-2019», где мы спасали детенышей тюленей в акватории Белого моря. Мы получали информацию с космических снимков и составляли карту для ледоколов, чтобы они не задели щенные залежи. После мы писали научную работу, где изучали траектории перелета кудрявых пеликанов, которые прилетали в Донгузловский природный заказник. Для этого тоже использовали космические снимки. Сейчас это уже переросло в региональную инновационную площадку. Мы закупили оборудование для создания кубсатов, делаем гидропневматические ракеты и участвуем в конкурсах, связанных с космосом. На базе «Курчатов Центра» недавно попробовали направление «Цифровой лесничий» и сейчас с одной из учениц пытаемся выполнить таксацию леса. Иногда нам помогают родители учеников, помощь опытных инженеров всегда нужна.

Познакомившись с технологиями будущего, мы отправились узнавать творческие направления. Школьный медиацентр «Переменка» в этот момент был занят съемками клипа для презентации нового номера лицейского журнала. Но ребята были не прочь ненадолго отвлечься и рассказать нам о своей деятельности.

– Мы занимается тут печатной и тележурналистикой, – поделился Андрей Гелозутдинов из седьмого математического класса. – Восемь раз в год выпускаем газету «Переменка», где рассказываем о важных событиях и интересных людях. Когда выпускается кто-то из редколлегии, мы посвящаем выпуск издания ему. Руководитель медиацентра Наталья Николаевна Коржук учит нас писать тексты без «воды», соблюдать дедлайны. Периодически мы участвуем в проекте, где совместно с дружескими редакциями едем в определенный город, а потом рассказываем о нем читателям. Одним из последних был Троицк. Еще мы недавно участвовали в игре от ЮУрГУ «Акулы пера» и заняли первое место с лонгридом о библиотеке имени Пушкина. Все эти новостные сюжеты мы выкладываем в группе во «ВКонтакте».

Коллеги-журналисты подарили нам последний выпуск «Переменки», и мы отправились к актерам, которых в «Эрудите» курирует студия творческого развития Константина Хабенского «Это правда». Прерывать занятия было нельзя, и мы дождались перерыва. Чем занимаются ребята, рассказала педагог студии Екатерина Николаевна Сафонова.

– Мы впервые вышли на площадку школы, для нас это эксперимент. Дети занимаются в формате вертушки и каждый час меняют кабинет: сценическая речь, пластика, актерское мастерство. У нас нет цели поставить спектакль – мы раскрываем фантазию и воображение детей, развиваем партнерское взаимодействие. Стараемся, чтобы дети направили внимание на себя, на позицию «кто я». Например, есть такое задание, как наблюдение за животными. Ребенку нужно выбрать животное и изучить его повадки, а потом перенести все на себя. Потом мы проводим тренинг «скотный двор», где его обитатели взаимодействуют. Это тренирует внимание, учит импровизировать и выражать эмоции через мимику, движения или интонации.

Учат в школе

В завершение тура по «Эрудиту» мы поднимаемся на пятый этаж, на котором расположена его «изюминка» – бассейн глубиной 1,4 м, где могут заниматься ребята с первого по пятый класс.

– Тянем ручки, ножки тянем! – раздается из-за двери.

Внутри со школьниками находятся сразу два тренера из спортивной школы олимпийского резерва. Группы делят по возрасту. По словам педагога Елены Владимировны Левкиной, главная задача секции – научить ребят плавать, используя игровые моменты и атрибуты: «Важно правильно поставить руки и ноги, как в профессиональном спорте».

Учат в школе

Так за два часа мы обошли все студии «Эрудита», занятия в которых стояли по расписанию в этот день. Но попали мы не на все. Кроме перечисленного, здесь занимаются пением и танцами. Особенно 11-й лицей гордится своим танцевально-спортивным клубом с секцией бальных танцев и хореографической студией «Экзерсис». Они – участники международных и всероссийских конкурсов, неоднократные победители городского фестиваля творчества «Хрустальная капель». А в 2022 году в международном конкурсе «Арт-планета» коллектив занял третье место, соревнуясь с соперниками из Москвы и Санкт-Петербурга.

11-й лицей не собирается останавливаться на тридцати направлениях. Программы ежегодно обновляются с учетом интересов учащихся. В 2022 году здесь открылся клуб дебатов, начала работать программа «Музейные практики». А из «старого доброго» – дети в любой момент могут присоединиться к секциям футбола, баскетбола, волейбола и даже гольфа. В январе планируется открыть шахматный клуб. Лицей делает все, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, знания, полученные на занятиях, – востребованными, а будни родителей – чуть более свободными.

1920 1280 Анна Евдокимова
Вводите запрос здесь