Зерно истины

Зерно истины

По статистике федерального центра “Агроэкспорт” Минсельхоза РФ по итогам первого полугодия 2022 года Челябинская область вошла в тройку лидеров по экспорту отечественных макарон. Регион поставил на внешние рынки изделия на сумму 6,1 миллиона долларов, что на 12% больше по сравнению с этим же периодом в 2021 году. Макаронная промышленность относится к одной из системообразующих сфер экономики страны. Рынок отрасли в России характеризуется стабильным ростом не только производства, но и потребления. Сейчас наша страна находится на 5-м месте в мире по производству пасты, и эксперты прогнозируют дальнейшее развитие в ближайшее пятилетие. Так что у нас есть все шансы подняться в рейтинге ещё выше. Только агрохолдинг “Макфа” экспортирует свою продукцию в более чем 25 стран. Мы побывали на предприятии, чтобы узнать, как обстоят дела у одного из крупнейших российских игроков, входящем в пятерку мировых лидеров в данном секторе. Наш гид — Антон Белоусов — управляющий, который знает о компании все. До пандемии “промышленные туры” сюда были обычным делом. В год площадку в Рощино посещало несколько тысяч человек. Пока туризм стоит на паузе, но в планах руководства вернуть его к жизни.

 

Мы садимся в машину и едем по территории предприятия, на котором ежегодно перерабатывается 600 тысяч тонн зерна. Притормаживаем на пути перед железной дорогой — ждём, пока проедет тепловоз. Часть продукции отгружается вагонами прямо отсюда.

— Антон, у “Макфы” свои поля?

— У нас есть сельское хозяйство, но оно очень маленькое. Твердые сорта пшеницы, а именно из них здесь делают макароны, мы закупаем со всей России. Получается идеальный купаж с теми характеристиками, которые нам нужны. Если ваша бабушка или мама делали блинчики из нашей муки 5-10 лет назад, будьте уверены, по этому рецепту у вас получатся точно такие же и сегодня. В этом суть стабильного качества.

Первая остановка – в исследовательском центре. «Здесь стоит уникальное оборудование, — говорит Антон. — Но лучше меня о нём расскажет Екатерина Коптягина, руководитель направления».

— Лаборатория действительно оснащена по высшему разряду. Вся пшеница, которую мы получаем, сначала проходит через наш центр — объясняет Екатерина. — Видите компактные мельницы? Это аналог больших на производстве. Мы делаем всё то же самое, что и наши коллеги, только в маленьких масштабах. Подготавливаем пшеницу, отправляем на помол. А потом исследуем показатели получившейся крупки. Так мы проверяем свойства зерна и, в зависимости от его характеристик, раскладываем его по разным силосам. Здесь же мы контролируем качество готовой продукции. Мы должны быть уверены в отсутствии скрытых дефектов.

Все перемелется

Муку, выработанную на мельнице, важно проверить на хлебопекарные свойства. Именно поэтому в отдельном помещении выпекают хлеб. Только так можно убедиться, что из муки, которая отправится на полки магазинов, получится качественная выпечка. Мы с Антоном пришли в хлебопекарную комнату как раз во время — булки были еще тёплые.

— Здесь вода, соль и дрожжи. Качество идеально с точки зрения ГОСТа. Если бы клейковина была слишком высокой, хлеб не поднялся бы. Дома у вас получится точно так же. Равномерная пористость, белый цвет, тонкая корочка. Угощайтесь, — предлагает продегустировать Екатерина. — В этой же комнате мы проверяем хлеб на картофельную болезнь, которая может содержаться в муке. Храним его в максимально неправильных условиях – во влажной и теплой среде. Мука поедет в супермаркеты, только если пройдёт тест на пятёрку.

— За три дня на площадке Рощино мы перерабатываем такой объем пшеницы, что если выложить тропинку из зернышек, она протянется от Земли до Луны, — делится главный технолог мельничного комплекса Андрей Никулин, который работает на предприятии уже больше 30 лет. — У нас стоит оборудование последнего поколения в сфере мукомольного производства. Полная автоматизация технологических процессов позволяет обслуживать всё силами одного специалиста. Все процессы – от приема зерна с элеватора до готовой продукции — контролируются за несколькими мониторами.

Большой замес

— У “Макфы” широкий ассортимент макаронных изделий, — рассказывает Андрей. — Чтобы добиться их отличного качества, нужно получить муку высокого уровня. Первый важный этап — составление помольной партии. Её характеристики должны быть одинаковы всегда, это залог дальнейшего успеха. Потом зерно отправляется на многоступенчатую очистку, в которой самый высокотехнологичный этап – система оптической сортировки. Когда тонны зерна стекают по лотку, фронтальные и тыловые камеры сканируют его поверхность, а инфракрасные — внутреннее строение. В случае обнаружения каких-либо дефектов воздушные инжекторы удаляют поврежденное зернышко. Так мы можем очистить любую партию до нужных нам параметров и перейти к размолу. Кстати, в холдинге постоянно мониторят новинки мукомольного производства. Если какая-то машина позволит поднять планку качества продукции выше, мы тут же её внедряем. В этом году в рамках инвестпрограммы мы своими силами собрали и установили мельницу Ocrim производительностью 250 тонн в сутки.

Новое оборудование на предприятии внедряют регулярно. В макаронном цехе, которому в этом году исполнилось 20 лет, недавно добавили две линии — швейцарскую Buhler и итальянскую Fava — они тоже часть реализации масштабного инвестпроекта. Запуск позволил увеличить производство продукции на 44 000 тонн ежегодно, что составляет 25% от общего объема. На новых линиях изготавливают наиболее востребованные у российских покупателей короткорезанные изделия — перья, витки, ракушки, гребешки…

 

Складывать по-новому

— Вот она наша красота, — встречает нас руководитель складского комплекса Андрей ?, указывая на новый логистический центр в 12 000 кв. метров, строительство которого велось последние два года.

Это ещё один проект инвестпрограммы “Макфы”, запуск которого планируется весной 2023 года. В его основе — использование гравитационных технологий, роботизированных кранов-штабелеров и монорельсовой системы.

— У нас постоянно растет ассортимент, поэтому мы приняли решение построить логоцентр с максимальным уровнем автоматизации. После ввода в эксплуатацию мощность складских помещений «Макфы» увеличится в два раза. Одновременно будет производиться отгрузка десяти фур и пяти железнодорожных вагонов, — рассказывает Андрей. — В зоне хранения не нужны люди. Оператор находится в стороне, в его руках будет сосредоточено сердце нового комплекса. Робот по заданной программе может самостоятельно двигаться по аллеям и ярусам со скоростью до 25 км/час. После постановки товаров на хранение, он тут же сможет взять продукт на отгрузку. Холостого пробега у него не будет. Этот проект выведет нашу логистику на новую ступень. Сейчас оборудование уже установлено, осталось внедрить мозг, который будет всем управлять.

В этом году “Макфа” празднует 85-летний юбилей. История макаронной фабрики началась в 1937 году в центре Челябинска, но сегодня 70% макарон изготавливают на рощинской площадке в 20 км от города. Здесь собраны основные производственные мощности: 85-тысячетонный элеватор, хлебопекарное мельничное производство, крупнейший в России комплекс по переработке пшеницы твердых сортов, цех макаронных изделий и новейший логистический комплекс.

***

— Антон, спасибо за экскурсию! На “Макфе” за три года произошёл масштабный апгрейд. Почему для инвестпрограммы выбрали именно эти направления?

— В середине 2019 года мы начали понимать, что спрос на нашу продукцию превышает предложение в пиковые периоды. А когда линии загружены на 100%, это неправильно, уровень сервиса снижается. Поэтому вместе с акционерами мы договорились выделить 4,5 миллиарда рублей на модернизацию и расширение производственных и складских мощностей Рощинской площадки. Строительство логистического комплекса, монтаж мельницы для переработки твердых сортов пшеницы и двух новых линий по производству макаронных изделий, обновление котельной. Приняли решение всё делать одновременно.

Когда в 2020-м пришёл ковид и нас завалило заказами, мы поняли, что эти начинания были правильными. Было непросто, о поставках техники мы договаривались онлайн. Но самое главное, что в эти проекты мы не брали новых людей. Всё делали наши сотрудники, и теперь они знают оборудование как свои пять пальцев. Они молодцы.

— Помимо обновления оборудования вы также расширили ассортимент.

— Да, около 2-х лет назад мы выделили у себя отдел инноваций, цель которого как раз ускоренная разработка новых продуктов. В том числе тех, которые мы выпускаем под собственной торговой маркой. Кстати, у нас очень строгие требования, аудит пройти у нас сложно. Отдел качества долго мониторит все параметры, определяет подходит ли нам поставщик.

Из новых разработок — макароны с соусом под брендом “Сегодня в меню”. Овсяные каши-пятиминутки в пакетиках и премьера этого года — манные каши быстрого приготовления: знаменитая “Гурьевская” и с клюквой, медом и имбирем. А для тех, кто следит за питанием, мы разработали гранолу Livingood. Четыре вкуса буквально на днях появились в магазинах.

В отработке ещё несколько новинок: мука с разными добавками, необычные виды макарон. С запуском нового склада у нас будет больше места, и ассортимент будет расширяться ещё быстрее.

— Вы увеличиваете не только объемы производства, но и географию экспорта. Мука от “Макфы” теперь будет и в Саудовской Аравии. Там вы выходите в такой же упаковке?

— Да, наш фокус уже давно на Китае и Ближнем Востоке. “Агроэкспорт”, с которым мы плотно в том году работали, разработал для нас гид по муке именно для Саудовской Аравии. Мы почерпнули много информации оттуда, а потом на профессиональных выставках познакомились с нужными для внешнеэкономической деятельности контактами. Как раз сейчас ответственный за направление коллега в командировке, смотрит, как проходит выкладка продукции в местных супермаркетах.

Мы с помощью агентства разработали новый дизайн для упаковки на экспорт, но название “Макфа” оставляем. Бренд — наша ценность, мы в него очень много вкладываем.

— У вас бывают вакантные места?

— Мы совсем не против новых людей — кадры надо обновлять. Как раз в этом году на нас вышел Оренбургский университет. У них есть программы, специализирующиеся на крупообработке и зерне. Студентам где-то нужно отрабатывать знания. Так весной мы договорились на месячную практику для двенадцати студентов, предоставили им жилье, минимальную зарплату. Это был последний курс, многим работа на производстве помогла сдать выпускной экзамен на отлично. В итоге, 10 из 12-ти сейчас работают у нас. Ребята воодушевленные, уже на практике они предлагали интересные идеи. Хороших специалистов всегда не хватает, и мы рады такому обновлению. Считаю, что это маленький успех нашей компании. Хотим повторить такой опыт в следующем году.

— Какие ещё планы на ближайшее время?

Представительства холдинга можно найти и в других регионах России. В Георгиевске находится самая южная площадка, где хранится и перерабатывается зерно. В Кургане — мельничный комплекс по производству хлебопекарной муки. А завод в селе Троицкое Алтайского края занимается переработкой круп и выпуском зерновых хлопьев.

— Наслаждаться реализованным инвестпроектом, получать от него выгоды. Поблагодарить сотрудников за работу над ним, вручить грамоты. Сейчас мы много работаем над оптимизацией бизнес-процессов, цифровизацией, переходим на электронный документоооборот. Вроде мелочь, но когда передвигаешься между площадками и не нужно возить с собой кипу документов, это очень удобно. Поэтому в планах думать о том, что ещё можно улучшить. Компания всегда должна совершенствоваться, иначе будет скучно.

— А если говорить в целом про тенденции макаронного и мучного рынка, есть перемены или всё стабильно?

Сейчас все предприятия, не только наше, открывают для себя новые рынки, ищут возможности. Есть рост,и он будет дальше продолжаться. Этому способствует поддержка государства. Наше производство максимально русифицировано — российское сырье, российская упаковка. Поэтому всё хорошо, мы продолжаем работать. Нерешаемых проблем нет. У нашей промышленности хватит потенциала, чтобы и дальше обеспечивать спрос как на внутреннем рынке, так и для экспорта.

 

1920 1302 Анна Евдокимова
Вводите запрос здесь