Должно быть желание свернуть горы

Черновик

Наталья Беркутова открыла первую химчистку в 1998 году в Магнитогорске. Сегодня это несколько цехов в смежных направлениях по всему городу. Помимо цеха химчистки, пухо-перьевой, ковровый, два по стирке белья и один по ремонту обуви. Дополнительно компания развивается в сфере клининговых услуг: уборка квартир, домов и офисов, мытье окон, балконов, витрин магазинов и фасадов.

– Магнитогорск, конец девяностых. Почему химчистка?

– В те времена в городе было лишь одно подобное предприятие, но оно занималось больше чисткой спецодежды. Ниша была свободна. А женщины тогда сами ухаживали за одеж­дой, хотя работали наравне с мужчинами. Хотелось еще помочь им. Начинали с аквачистки, но со временем к нам стали приносить более сложные по отделке, цветам, тканям вещи. Тогда мы решили внедрять сухую чистку. Постепенно начали развивать прачечное направление. Открыли цех по стирке медицинского белья, занялись чисткой ковров, ремонтом обуви. Причем не просто подклейкой подошвы или сменой каблука, а реставрацией.

– Как получилось все начать без знаний в этой сфере?

– Тогда в нашей индустрии вообще не было такой профессии – оператор химчистки. Да и с интернетом было не очень хорошо. Мы учились друг у друга. Ездили на выставки в Москву, Санкт-Петербург. В те времена люди охотно делились инфомрацией. Нас с удовольствием встречали, рассказывали про технологический процесс, оборудование. Первых сотрудников мы возили на обучение в Оренбург, Екатеринбург, Челябинск. Сообщество «химчистильщиков» очень дружное, всегда поможет.

– Сейчас у вас много сотрудников – как за всеми уследить?

– Коллектив у нас достаточно слаженный и самостоятельный. Кто-то работает уже двадцать лет и становится профессиона­лом в своем деле – в таких случаях лучше не мешать. Когда людям доверяешь, они серьезней относятся к работе и чувствуют ответственность. Если возникают вопрос или проблема, мы их обсуждаем и вместе принимаем решение. Но в целом все отработано и все на своих местах. Поэтому я уверена, что, когда кто-то из моих сотрудников берется за сложную работу, лучше его никто ее не сделает.

– Чем отличаются женщины-предпринимательницы от мужчин-бизнесменов?

– Женщины – более творческие натуры и видят несколько вариантов решения проблемы. Не получится здесь – мы зайдем с другой стороны. Не сегодня – значит, завтра. Не получается сразу – получится постепенно. Мужчины более суровы в бизнесе, критичнее относятся к ситуации и неудачам. Им нужно быстро, все, здесь и сейчас.

Тем не менее у женщины, которая ведет бизнес, есть стержень, цель и сила воли. Если быть просто мягкой и женственной, ты не добьешься развития предприятия. Когда мы начинали, у нас было шесть человек и две стиральные машинки. Сейчас наша компания – это более пятидесяти единиц оборудования и больше восьмидесяти человек в коллективе.

– Поделитесь лайфхаком по организации своего дела.

– Должно быть желание свернуть горы и найти ту нишу, где комфортно и интересно. Люблю выражение: «Найди любимое дело, и тебе не придется работать ни дня». Нужно понять, чего ты хочешь, и просто идти к этой цели. Здорово, если ты при этом получаешь удовольствие. Без удовольствия ты быстро сгоришь и руки опустятся на первом же крутом повороте.

150 150 Анна Евдокимова
Вводите запрос здесь