В клинике Артёма Власенко делают сложнейшие операции на глазах. Но возвращать людям зрение – не единственная его задача. Директор группы компаний «Оптик-Центр» смотрит на жизнь шире. Как именно – в нашем интервью.
– Артём Валерьевич, так случайно получилось, что ваша клиника выросла в Тракторозаводском районе, или вы намеренно построили ее здесь?
– Случайностей не бывает, думаю, вы тоже в это верите. Лет десять назад, а может, больше я стал размышлять, куда двигаться дальше. Пришло время расширяться, для этого появились силы и возможности, и я начал подыскивать место.
История самой клиники начиналась на улице Васенко, 4, где находится наш флагманский салон. И первые семь лет клиника занимала там первый этаж. Но мы выросли из этих штанишек, нам стало не хватать места.
Не помню, кто предложил это здание в районе ЧТЗ, – здесь раньше тоже была больница. Я не сразу согласился. Честно говоря, все-таки склонялся к тому, чтобы расположиться в центре. Но знаете, бывает такое: появляется какое-то предложение, и ты сначала его отбрасываешь, а потом вдруг возвращаешься к нему и думаешь: «О, вот же оно!» Гектар земли, гостевой маршрут, четыре магистрали, недалеко от проспекта Ленина, и здесь почти не бывает пробок. Классно же. Начали оформлять и строиться.
– Что для вас было важно? Вы сочли район перспективным?
– Важно, как администрация района выстраивает отношения с бизнесом. Я вижу, как развивается район, и рад, что сделал такой выбор. Со всеми главами района, а мне довелось поработать с тремя, выстраивались тесные, деловые и даже дружеские отношения. Сегодня прекрасно работаем с Юрием Кузнецовым.
А еще важно, чтобы мне было комфортно здесь. С ЧТЗ у меня связано много приятных детских воспоминаний. Ребенком часто бывал на арене «Трактор»: у меня брат играл в хоккей, а я болел за него. Да, тогда арена была открытая, не такая, как сейчас, но сколько воспоминаний! Тут недавно встретил мужчину, он инвалид. И меня осенило: «Это тот самый парнишка, который постоянно ходил на хоккей, болел за наших!» Каждые выходные я видел его на играх. А сколько здесь было тренеров, ставших легендами? Так что моя жизнь очень тесно связана с ЧТЗ. Неслучайно мы пустили здесь корни.
– Кто меняется быстрее – вы или район?
– Думаю, мы чуть быстрее. Хотя мы и не являемся законодателями моды в архитектуре, но, когда я строил это здание, мне было важно, чтобы оно стало украшением этой части города. Мне важно (и я стремлюсь к этому) быть законодателем офтальмологической и оптической моды. Говорят, у нас получается.
– Стремитесь менять мир вокруг себя?
– Конечно. Я вообще считаю, что каждый человек должен начинать с себя, и никак иначе. Если кто-то решает оставаться в стороне, надеясь, что за него это сделает кто-то другой, он ошибается. Это ущербная стратегия. Менять мир вокруг себя – это не только про культуру обслуживания, комфорт в здании и обустройство территории вокруг. Это – про поступки, про ценности, про мировоззрение и бережное отношение к своему городу и стране. Да, можно уехать и жить в любой стране мира. Но я не понимаю этого. Кто же будет делать нашу страну лучше, если ее все бросят?
– Не каждый хочет положить жизнь на это.
– А этого и не требуется. Но если каждый сейчас задаст себе вопрос: «А что я сделал, чтобы город и страна стали лучше?», возможно, в этот самый момент в нем и начнутся перемены, которые со временем вырастут в конкретные дела и поступки. Кто-то скажет, что это банально. Но если я уеду, вы уедете и все, кто могут принести пользу своему городу и стране, тоже уедут, что будет здесь? Ведь свои силы они будут отдавать другому государству. По этой причине я не уехал ни в Эмираты, ни в Турцию, ни куда-либо еще. И стараюсь менять мир вокруг себя. А сколько на это положить – всю жизнь, половину или четверть, каждый решает для себя сам.
– А вы сколько положили?
– Думаю, половину своих сил и возможностей.
– А есть у вас ощущение, что этого достаточно? Что вы делаете все, на что способны?
– Нет, такого ощущения нет. У меня много мыслей, идей, но не все из них я претворяю в жизнь. Не то чтобы ухожу в сторону, нет. Просто понимаю, что, если все свое время и силы буду отдавать другим, у меня не останется ничего для семьи, детей, бизнеса и своей команды – а у меня около пятисот сотрудников! И это будет перекос. Поэтому я делаю то, что могу в данных обстоятельствах и условиях.
– Несколько лет назад у меня был разговор с подругой, которая в то время волонтерила в фонде AdVita, помогала раковым больным. Она сказала: «Лена, нужно отдавать то, что у тебя в избытке. Вот у кого-то в избытке деньги, и они отдают их на благотворительность. У кого-то, как у меня, лишнее время, и я им жертвую в пользу больных». Что лишнего у вас?
– Я понял, что давать, делиться – гораздо круче, чем получать. Чем делюсь я? У меня такое правило: я очень редко даю деньги, но я могу предоставить услуги. Это обусловлено тем, что сложно проконтролировать, куда деньги уходят. Но вот недавно возникла ситуация. Звонит глава района и говорит: «Так и так, приехал парень из Донбасса, мы собираем деньги на уазик, чтобы он уехал на нем обратно. А еще ему нужно обмундирование. Поможешь?» Я говорю: «Да, конечно, пусть мне дадут счет, я его оплачу».
Но чаще мы предоставляем свои услуги. В нашей клинике оптики и офтальмологии мы проводим осмотры для воспитанников детских домов. Каждый месяц приезжает группа из десяти-пятнадцати детей, в общей сложности осмотрели уже порядка трехсот ребят. В оптике, если необходимо, подбираем им очки, как правило, они нужны всем.
Каждый год 9 мая такой же осмотр проводим ветеранам войны. С каждого района собираем списки, выделяем бюджет – а это несколько тысяч на одного человека.
– Как пережили этот год?
– Тяжелый был год, как и предыдущие два. Одно испытание за другим. Из хорошего – в этом году нам исполнилось двадцать три года, и на этом рубеже мы почувствовали, что стали очень сильной компанией. Мы были готовы к рывку, и мы его сделали.
Но проблемы, конечно, были – и с логистикой, и с падением спроса… Каждый подходит к этой ситуации по-разному. Я всегда говорю, что наша сила – это знания, знакомства, команда. Очень многое зависит от того, в каком состоянии ты встречаешь трудности, готов ли ты к ним.
Наше мощное подразделение – это оптика, мы очень поднаторели здесь. Наш опыт и связи по всему миру помогают сегодня решать даже сложные логистические проблемы. У нас есть партнеры в Германии, которые говорят: «Артём, чем мы можем тебе помочь? Запчасти для оборудования или еще что-то? Говори, мы готовы!» Сегодня мало кто таким может похвастаться.
И здесь главное не деньги. Ведь они могли бы сказать: «Артём, давай мы накинем еще 30 %, тебе продадим и заработаем на тебе». Но нет, люди действительно хотят помочь. Я к чему это? Это время проверяет нас на прочность, на истинные ценности и дает возможность вырасти, об этом я постоянно говорю своим коллегам. Упустишь возможность – ворота закроются, и этой возможностью воспользуется кто-то другой. Ведь никто тебя не ждет на этом рынке и не греет тебе местечко.
– Почему ваши партнеры так откликнулись и предложили помощь? Вы для них – крупный, значимый клиент или у вас с ними теплые человеческие отношения?
– Второе. С большинством из своих партнеров я работаю долгие годы. Например, уже двадцать лет сотрудничаю с одним и тем же банком. И тут опять не деньги главное. Доверие скорее. Со многими у нас сложились теплые, дружеские взаимоотношения. Я очень дорожу этим. Сегодня это редкость. Мой партнер из Германии уже несколько лет пытается доехать до Челябинска в гости. Да никак не получается. Тут осенью встретились с ним на выставке в Париже, он пообещал: «Обязательно выберусь к вам!»
– А как изоляция России отразилась на вашем бизнесе? Много иностранных брендов ушло с нашего рынка?
– Есть такие. Например, ушел ключевой игрок, который занимал 20 % на наших полках и в обороте, – итальянская Luxottica, крупнейший в мире производитель оправ и солнцезащитных очков. Самые известные их бренды очков – Ray-Ban, Prada, Persol и Oakley. А в числе лицензионных брендов у них Chanel, Dolce & Gabbana, Prada, Tiffany и другие. Ушли Cartier.
Люкс в принципе сегодня стали покупать намного меньше. И в этом нынешний кризис не похож на предыдущие. Да и с логистикой стало сложнее: если раньше товар приезжал за две недели, то сейчас можно три месяца ждать. С точки зрения финансов это сложно, нужно деньги замораживать на товар.
Но в этом тоже есть свое преимущество – если сможешь предложить рынку что-то новое и интересное, чего нет у твоих конкурентов, то выстоишь и выйдешь на новый уровень. У нас есть задел на будущее, который позволит масштабироваться и выходить в другие регионы. Есть такие виды. Сейчас вот открываем хороший, интересный флагманский салон в Миассе, который ни в чем не уступает челябинскому. И это круто. Но надо двигаться дальше.
– Какой город следующий?
– Планируем Екатеринбург. В этом году мы должны были там открыться, нашли помещение, начали разрабатывать проект. Но в феврале случилось то, что случилось, и мы приняли решение на время отказаться от этой идеи. Через несколько месяцев, когда наладилась логистика и происходящее стало более менее понятно, решили вернуться. Помещение было свободно, только вот собственник повел себя не очень корректно. В итоге проект пока приостановлен. Но, думаю, для нас это было проверкой – готовы ли мы выходить на новые рынки? Поняли, что готовы.
– А есть мода на оправы? Какие очки сегодня актуальны?
– Очки, как и одежда, – это элемент стиля. Они должны создавать образ, делать его завершенным, интересным, особенным. Но это не про моду. Мода как таковая мне неинтересна. Я использую очки, чтобы подчеркнуть индивидуальность. Меня многие знают и видят на улицах города. Я могу запросто поговорить об оптике с любым человеком, будь то клиент или случайный прохожий, который после этого знакомства станет нашим клиентом. Как лицо компании я не могу позволить себе выглядеть скучно и безвкусно. И в этом отношении бываю излишне категоричен с коллегами. Когда вижу у людей, которые занимаются оптикой, грязные очки или толстые линзы, не могу это обойти стороной и сделать вид, что не заметил.
– Что является локомотивом в вашем бизнесе – офтальмологический центр или сеть салонов?
– Моя вера в свое дело, огромная любовь и интерес к нему. «Оптик-Центр» – это часть меня, моей жизни. Как бы высокопарно это ни звучало, но это так. И еще один важный элемент этого локомотива – моя команда и мои клиенты. Вы знаете, как важно понимать, что ты выбрал для себя достойное дело? Двадцать пять лет я двигаюсь в этом направлении, и чем дальше, тем мне интереснее. На этом пути я встретил огромное количество единомышленников. Это и мои партнеры – с некоторыми мы работаем с самого начала. И мои сотрудники – со многими мы вместе уже полжизни. Такие взаимоотношения дорогого стоят. И когда у тебя в команде есть доверие, поддержка, взаимопонимание, вы просто не можете быть неуспешными. От нас почти никто не увольняется. Разве что уходят в декрет, на пенсию или переезжают в другие города. Но так, чтобы уйти на другую работу… Редко. Потому что людям здесь хорошо. Им интересно, они вдохновляются своей работой и чувствуют себя защищенными, что очень важно.
Неслучайно у нас в клинике висит картина, подаренная мне коллегами – мой портрет, составленный из множества маленьких фотографий моих сотрудников. Каждый из них – часть меня и нашего общего дела.