Решением проблем, связанных с городской средой и архитектурой, чаще всего занимаются местные власти. Но в 2015 году в Самаре нашлись энтузиасты, которые решили нарушить привычный порядок вещей. Андрей Кочетков придумал фестиваль, целью которого обозначил вовлечение горожан в сохранение и восстановление исторической среды. Название ему дали в честь персонажа Марка Твена – «Том Сойер Фест». Только друзья книжного героя красили забор, а самарчане взяли инструменты и привели в порядок фасады трех старинных домов на одной улице.
Горожане тепло приняли проект, и постепенно «Том Сойер Фест» вышел за пределы одного населенного пункта. К 2023 году он стал масштабной федеральной историей на 80 городов. При этом каждый год количество городов-участников становится только больше. К настоящему дню энтузиасты восстановили уже больше 160 исторических домов и объектов городской среды. Но, несмотря на это, «Том Сойер Фест» – проект не про дома, а про людей – активных жителей разных возрастов, профессий и взглядов, которые хотят совместными усилиями делать свой город привлекательнее.
Челябинск присоединился к движению в 2018 году благодаря Галине Зубаировой – архитектору-реставратору, которая, узнав про «Том Сойер Фест», сразу поехала знакомиться с проектом в Самару, где на тот момент уже обучали активистов из разных городов. А потом вернулась и запустила свой фестиваль. С этого момента в нем приняли участие уже две с половиной тысячи челябинцев.
В первый год ремонтировали дом на улице Российской, затем были усадьба Рябининых и знаковый проект последних лет – дом № 89 на улице Труда. Знаковый тем, что он стал штаб-квартирой проекта. Именно внутри него состоялось наше интервью с координаторами – мозгом и руками «Том Сойер Феста» в Челябинске Анастасией Кашиной и Беллой Юговой, которые спустя некоторое время после запуска подхватили организацию и стали проводить фестиваль вместе с Галиной.
Для девушек это не основная деятельность, хотя и отнимает достаточно времени. Под их покровительством фестиваль настолько разросся, что родилось нечто большее – региональная общественная организация сохранения объектов культурного наследия «Культурный слой», которая курирует уже не только «Том Сойер Фест», но и другие родственные проекты. Однако обо всем по порядку.
– Как вы попали в «Том Сойер Фест»?
Анастасия: Вообще, мы обычные челябинцы – не бизнесмены и не политики, просто активные горожане. Я узнала про фестиваль, когда он появился в Самаре. Где-то в интернете прочитала о нем и подумала: «Классно! Жаль, что у нас такого нет». Спустя несколько лет увидела анонс фестиваля в Челябинске на странице у Гали и решила, что мне сто процентов нужно туда попасть. Причем с Галей я тогда не была знакома лично. Пришла помогать руками, но через несколько дней включилась в организацию: кроме ежедневных работ на фасаде, начала вести соцсети, писать тексты, искать партнеров.
Белла: С 2013 года я занималась разными социальными активностями – экологическими, спортивными. Потом увидела этот прекрасный проект. Сначала следила за ребятами, а в 2019 году решила присоединиться и предложила провести фестиваль в усадьбе Рябининых – тогда как раз еще не выбрали объект на следующий год. Так я познакомилась с Галей и Настей.
– Какой дом стал первым?
– Первым проектом стало восстановление фасадов деревянного дома № 86 на улице Российской. В нем жила семья Павла Михайловича Белоброва, который разрешил нам проводить работы. Это было одноэтажное здание с милым огородиком, водой из колонки и собакой на цепи. Небольшой командой мы работали 31 день – весь август 2018 года. Очищали фасады от старой краски и покрывали новой. При поддержке реставраторов восстанавливали деревянные оконные ставни, номерной знак. Поставили новый забор, очистили и покрасили металлические ворота. Выгребли кучу мусора со двора и нашли каменную брандмауэрную стену от здания, которое стояло там до этого дома. Павел Михайлович дал нам инструменты (из своих у нас была только болгарка от партнеров) и сам тоже иногда работал вместе с нами.
– Почему вы выбрали именно этот дом?
– По нескольким причинам. Мы только начинали. У нас не было опыта таких работ, специалистов и денег для ремонта. Мы хотели привлечь внимание жителей и начать с чего-то маленького, что могли бы осилить люди, не владеющие навыками реставрации. Этот дом идеально подходил. Но, кроме того, мы ценили его за расположение в исторической деревянной застройке на территории культурного слоя XVIII–XIX веков.
– В какую сумму обошелся ремонт?
– Сто двадцать тысяч рублей, включая расходы на организацию.
– Это же тот самый дом, который потом сгорел?
– Да, это он, наш первенец(( Через пару лет после фестиваля этот и часть соседних домов выкупил и расселил инвестор – для последующей застройки. За территорией никто не следил, и место быстро пришло в запустение. Мы начали бить тревогу, разговаривали с новым собственником земли, хотели сделать консервацию домов и вписать их в новую застройку. Мы даже разработали проект и нашли на него деньги – нас поддержали несколько крупных компаний. Но буквально за день до начала работ – по неведомым причинам – консервацию запретили. Вскоре после этого дом сгорел.
– Это очень грустно, конечно. Следующим проектом стала усадьба Рябининых?
Белла: Да. Я как-то случайно попала в этот дом, и он мне очень понравился. Хотя и был тогда грязным и неопрятным. Я увидела огромную территорию вокруг дома и поняла, что это райский уголок, который должен быть открыт для горожан. А в доме тогда были просто офисные помещения. Никто не ожидал перемен, но мы договорились с собственниками. И если на Российской нам потребовался месяц, то здесь мы занимались реставрацией девять месяцев. Мы отремонтировали четыре фасада, веранду, ворота, башни, 15 наличников. К этому проекту мы привлекли реставраторов по дереву, которые консультировали нас и обучали участников фестиваля.
Как мы любим говорить, перед началом «Феста» у нас было пять тысяч рублей и печеньки. Плюс участники прошлого сезона. Но за время фестиваля мы привлекли людей и средства – и на восстановление потратили уже полтора миллиона рублей.
– Это значительно больше, чем сто двадцать тысяч…
– Да. С большей частью денег помог Фонд «Внимание» – это благотворительная организация, которая собирает пожертвования на сохранение исторического наследия России. Они помогают как средствами, так и консультациями. Еще нас поддержало Министерство культуры. Хорошие суммы выделили партнеры.
– Вы закончили работу над усадьбой в 2020 году, и в тот же год началась пандемия.
– Тогда нам пришла идея провести субботник на Порожской ГЭС. Это памятник природы и архитектуры регионального значения, который приобретал с каждым годом все более опустевший вид. Планы были наполеоновские, мы несколько месяцев разрабатывали проект, нас поддержал Госкомитет по охране объектов культурного наследия Челябинской области.
– Во сколько дней вы тогда уложились?
– Сначала мы выезжали на два дня. Расчистили десять объектов ГЭС от мусора, заменили сгнившие полы, укрепили оконные рамы, остеклили витражи и демонтировали опасные для туристов конструкции.
Через месяц мы отправились туда еще раз, чтобы законсервировать историческое оборудование машинного зала – немецкие гидротурбины XIX века. Тридцать добровольцев чистили эти машины от ржавчины и покрывали специальным противокоррозионным составом, пока в машинном зале топилась печка, а снаружи лил дождь и шумела река. Было суператмосферно.
– Где-то в этот период возникло желание выйти за рамки «Том Сойер Феста»?
– Мы решили, что пора взрослеть: работать с крупными объектами, участвовать в грантовых конкурсах, заключать договоры с реставрационными компаниями, поэтому за месяц до поездки на «Пороги» зарегистрировали общественную организацию «Культурный слой».
К тому же за три года мы обросли инвентарем в таком количестве, что он уже не помещался у нас дома, нам нужно было помещение. Мы написали в администрацию города, рассказали о наших проектах и попросили выделить здание – желательно исторический дом, где мы могли бы разместить реставрационную мастерскую и пространство для мероприятий. Нам предложили выбрать из небольшого списка объектов, где и был этот дом на улице Труда, в который мы заехали весной 2021 года.
– Этот дом на Труда стал вашим третьим объектом и одновременно штабом организации?
– Да, это уже долгоиграющий проект редевелопмента исторического здания. На предыдущих объектах мы работали только с фасадами и территорией, мы не были хозяевами. Здесь мы полностью отвечаем за дом.
Пока мы проводим подготовку и ждем согласования проекта ремонтных работ от Госкомитета охраны ОКН. Мы вывезли строительный мусор, провели воду и электричество, оборудовали зону работ и мероприятий, сделали кладовую, раздевалку и чайную. Уже начали проводить мероприятия – лекции и практические занятия.
Следующий этап работы – очень важный, от него зависит судьба всего проекта. Нам нужно установить отопление. Когда оно появится, мы сможем работать здесь круглый год и реализовывать все задумки вместе с нашей большой командой.
– На первом этаже дома установлены наличники. Откуда они?
– Если помните, в 2019 году для строительства развязки сносили Нагорный квартал, в котором располагалось много исторических дореволюционных домов. Дома мы спасти не могли, но могли забрать архитектурные элементы. В 2020-м в переселенческом пункте недалеко от вокзала тоже сносили дом, и мы вновь договорились забрать наличники. Наличники деревянных домов – важная часть культурного кода России. Сейчас у нас накопилось пятнадцать штук, и мы хотим вернуть их в городскую среду в новом формате, чтобы люди могли их видеть и вспоминать об исторических объектах, которых уже нет.
Для этого мы придумали проект «Портал» – реставрация наличников горожанами под руководством столяров. Восстановленные экземпляры мы экспонировали в общественных местах: на «Белом рынке», в баре «Фортепиано», в «Доме архитектора». В запасе есть и другие, у нас на них большие планы.
– На этом ваши проекты наверняка не заканчиваются?
– Да, мы проводим субботники на исторических объектах, нас приглашают как консультантов в другие города области, мы помогли запустить «Том Сойер Фест» в Миассе. Есть проект по консервации объектов исторического наследия в Троицке – он называется «Арт-консервация». «Арт» – потому что мы не просто заколачиваем проемы, а делаем из зданий произведения искусства, вписанные в контекст местности.
– Кто ваши волонтеры и где вы их набираете?
– Мы называем их участниками фестиваля, нашей командой. К нам приходят люди с горячими сердцами – от школьников до пенсионеров. Как правило, они никогда не пользовались инструментами и не занимались ремеслами, но хотят учиться. Узнают о нас из соцсетей и от дружественных сообществ.
– Совсем никакими навыками не нужно обладать, чтобы прийти?
– Каждый день на объект приходят новые участники. Сегодня нужно шлифовать. Завтра – ремонтировать. Послезавтра – красить. Мы все показываем, всему обучаем. Если совсем не получается, даем другую работу, более комфортную, там, где вы можете себя реализовать и получать удовольствие.
– Все участники фестиваля работают добровольно?
– Да, никто не получает за это зарплату, даже мы. Донаты тоже оставляют по желанию. Сейчас мы уже сотрудничаем с разными организациями, стараемся вовлекать бизнес. За пять лет сформировался пул партнеров – как местных, так и федеральных. Они помогают стройматериалами, питьевой водой, печатной продукцией, консультациями.
– А с командами из других городов вы встречаетесь?
– Каждый год мы видимся в Самаре. У нас есть слет координаторов, где мы презентуем свои проекты, рассказываем, что было классного, что нет, советуемся, плачемся, обмениваемся технологиями. Еще есть прикольная фишка – волонтерские кампусы «Том Сойер Феста» для участников со всей страны. Они проходят в Самаре, Нижнем Новгороде, Томске и других городах.
Как и координаторы в любом городе, мы всегда открыты к общению и сотрудничеству. Всегда готовы поделиться технологиями и инструментами, чтобы привлечь как можно больше горожан и бизнесменов в сферу сохранения историко-архитектурного наследия, чтобы через много лет люди, заходя в красивый старинный дом, говорили: «Здорово, что его однажды восстановили, а не снесли!»