Цена оценки

Цена оценки

С января 2023 года в России стал обязательным новый порядок уплаты налогов – единый налоговый счет (ЕНС). Если раньше налогоплательщики уплачивали большинство из них по отдельным реквизитам, то теперь достаточно перечислить деньги единым налоговым платежом.

Мы обсудили с Татьяной Ольховатской, директором компании «ФИН-АУДИТ», как нововведение повлияло на бизнес, ко­гда лучше обращаться к аудиторам, о чем предпринимателям нельзя забывать в начале года, и многое другое.

– Каким был для вас 2023 год?

– Сложным. Рабочие процессы отказывались идти гладко как часы. Нехватка кадров – всеобщая проблема, но в аудите она ощущается особенно остро, потому что здесь требуются интеллектуалы, бухгалтеры высшего пилотажа, способные проверять гроссбухи и указывать на ошибки. Старые профессионалы уходят, а молодых умов, желающих стать аудиторами, слишком мало: не могут сдать экзамены, недовольны, что работа на первых порах низкооплачиваемая. Кадровый голод подкашивает, приходится очень много работать самой. С одной стороны, хочешь сделать идеально – сделай сам, а с другой – времени на руководство остается мало. Хотя, конечно, когда находишь серьезные ошибки, которые клиенту удается исправить, и он, довольный, благодарит меня – это приносит много позитива и мотивирует. Приятно понимать, что ты оказываешь реальную помощь даже известным бизнесменам.

– Какие нестандартные случаи были у вас в работе в прошлом году?

– Каждый клиент уникален)) Но в основном все кейсы упираются в ошибки и некомпетентность отдельных бухгалтеров. И, пожалуй, самая частая проблема – шаблонная учетная политика, не вписывающаяся в бизнес-процессы предприятия. Причем за организацию бухгалтерского учета отвечает руководитель, а вот за его ведение и составление учетной политики – главный бухгалтер.

– И какие ошибки вы чаще всего находили?

– В этом плане все традиционно – очень разнообразно. Пожалуй, можно сказать, что в рамках обязательного аудита мы зачастую выявляли неправильный финансовый результат компании. Он может быть приукрашен, например, из-за несозданных резервов или из-за неверно сформированной себестоимости и незавершенного производства. В ходе инициативных проверок нередко выясняется, что налоги переплачиваются. Значит, на предприятии не знают, как верно исчислить тот или иной налог, что говорит о низкой квалификации бухгалтерской службы.

– Да, у меня есть знакомые бизнесмены, которым доначислили значительные суммы…

– Вероятно, это произошло из-за введения в 2023 году единого налогового счета. В чем суть? Платеж поступает на ЕНС и потом автоматически распределяется по всем видам налогов. И в этот момент всплывают некорректно проведенные или вообще отсутствующие сверки, зависшие долги… Налоговая служба потом выставляет эти требования, и компания даже не представляет, откуда что взялось. Также могут быть проблемы с выездными и/или камеральными налоговыми проверками, когда предприятие уже получило решение на руки, и когда оно вступило в силу, то сразу пошло в недоимку, которая снимается точно так же с ЕНС, причем в первую очередь. И получается, что вы хотели заплатить НДФЛ, а деньги списались на оплату недоимки. Единый налоговый счет только начали отлаживать. Как любой программный продукт, он требует пересмотра и более тонкой настройки. Поэтому какое-то время еще продлится такая ситуация.

Также частая проблема – неверный расчет налоговых обязательств. В Налоговом кодексе свои правила, отличающиеся от бухгалтерских. Если предприятие в учетной налоговой политике прописывает метод оценки незавершенного производства по коэффициенту, который определяется по данным бухгалтерского учета, то налоговая служба будет против этого. Недавно одна компания, столкнувшаяся с такой проблемой, дошла до Верховного Суда, подтвердившего ее правоту. Было установлено, что запрета в Налоговом кодексе нет, а значит, можно и так оценивать незавершенное производство. В конце декабря я провела традиционный офлайн-семинар по учетной политике и поделилась со слушателями этой наработкой. Особенно она важна для производственных предприятий, потому что им нужно считать коэффициент незавершенки.

– Вы рассказали сейчас про единый налоговый счет. А были еще какие-то важные изменения в законодательстве?

– В Налоговый кодекс чуть ли не ежедневно вносят поправки. Он многократно изменялся, дополнялся, пересматривался. Налоговое право сейчас претерпевает кардинальные изменения, потому что оно напрямую связано с бюджетом государства.

– Когда собственнику лучше всего обращаться к аудиторам?

– Лучше всего заниматься этим с профилактической направленностью. Например, сейчас мы проводим промежуточные аудиты бухгалтерской отчетности за девять месяцев 2023-го. Ищем «больные места», которые однозначно экстраполируются и на еще не закрытый четвертый квартал года. Соответственно, предприятия, узнав о проблемах, могут еще что-то поправить, пересмотреть, внести изменения в соглашения с контрагентами и в учетную политику.

Есть также клиенты, выбирающие аудит годовой бухгалтерской отчетности, который проводится с выдачей аудиторского заключения до 31 марта (срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности). Некоторых мы не успеваем проверить, поэтому берем их уже после этой даты. Для них есть свой плюс – возможность исправить отчетность. Если мы выявили существенную ошибку, то даем компании время пересмотреть (исправить) показатели и после этого сдать исправленную отчетность в государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию. Тогда мы аудируем уже исправленную отчетность и по ней даем заключение.

– Что нужно не забыть сделать предпринимателю в начале года?

– Уже вышли рекомендации Минфина по составлению годовой отчетности за 2023 год – на что обратить внимание в ходе обязательного аудита в связи с макроэкономической и политической ситуацией. Мы проведем семинар, где особо отметим, например, что при проведении инвентаризации расчетов, особенно по внешнеэкономическим контрактам, могут возникать курсовые разницы, а также неплатежи в связи с наличием дебиторской задолженности, и репатриация выручки невозможна. В данном случае нужно создавать резерв по сомнительной дебиторской задолженности в обязательном порядке. То есть компаниям нужно обратить внимание на своих контрагентов, дебиторов, как с ними работать. Необходимо также провести инвентаризацию кредиторской задолженности: может, ваши контрагенты уже вышли из игры, и платить вам некому. Это нужно включить в свои доходы и обложить налогом на прибыль.

– А ваша Школа начинающего бухгалтера пользуется спросом?

– В этом году, к сожалению, не очень. Многие предпочитают обучение онлайн, хотя таким образом научиться бухучету невозможно. Чтобы мои ученики поняли систему двойной записи, я с каждым много работаю индивидуально. Онлайн-курсы могут быть хороши для главных бухгалтеров, профессионалов с обширным опытом, которые хотят повысить квалификацию. А наша Школа предназначена для начинающих, для тех, кто еще только хочет стать бухгалтером. Поток набран, но все же не так, как это было изначально. Девять лет назад, когда мы только начали проводить Школу, от желающих учиться не было отбоя – одни выпустились, а другие тут же записались. Значит, времена меняются, и нам нужно меняться вместе с ними.

– Исходя из того, что вы рассказали, какие у вас планы на этот год?

– Основной план прежний – работать и дальше в нашем направлении. При этом я хочу развить направление управленческого учета, которое замыкается на определенных кадрах. Причем они совершенно отличаются от бухгалтеров, финансистов, аудиторов и налоговых консультантов. Те, что занимаются управленческим учетом, понимают, как должен развиваться бизнес, на что лучше потратиться, а от каких расходов, наоборот, отказаться. Большинство бизнесменов работают по наитию: «Хочу построить еще одну площадку в регионе». В таком случае спец в управленческом учете может все проверить, посчитать, проанализировать и выдать вердикт: «У вас кассовые разрывы и долги по кредиту, кредиторская задолженность в разы превышает дебиторскую. Попытка построить новый завод утопит предприятие и приведет к банкротству. Стройку необходимо закрыть». Причем решение обратиться к специалисту, проводящему управленческий учет, должно принадлежать собственнику, а не кому-нибудь из директоров. Потому что специалист дает рекомендации глобального характера. Допустим, сократить персонал, что тоже является сложной задачей. И именно собственник должен его выслушать и решиться: «Я пойду на это, буду три месяца выплачивать компенсации, зато потом дела у меня пойдут в гору». Кроме того, управленческий учет требует финансовых вложений, потому что все программы для него дорогостоящие, а их внедрение занимает минимум год-два.

Я сама хочу больше разбираться в этой сфере, потому что понимаю, что она будет востребована. Планирую в 2024 году изучить программные продукты, разобраться, как они работают, каковы их возможности. Я прекрасно понимаю все, что касается бухгалтерии, аудита, налогового планирования, но вот проанализировать бизнес и сформулировать для собственника проблему и пути ее решения на уровне управленческого учета – это совсем иная сфера. Поэтому пойду учиться, но пока не решила куда – в ВШЭ или Сколково. У меня уже есть несколько высших образований, я люблю учиться и готова к началу нового этапа.

150 150 Анна Евдокимова
Вводите запрос здесь