О том, как выбрать часы в подарок и на необитаемый остров, почему Rolex – ширпотреб и какие часы подойдут Евгению Чичваркину, говорим с основателем часового клуба Watchlife Юрием Грековым.
– Какие открытия вы сделали в 2023 году?
– Год был мощным в плане работы. Выросло не только количество обращений, но, самое главное, и их качественная реализация. Сами собой отфильтровались многие недорогие бренды, что меня полностью устраивает – средний чек значительно вырос. В этом году я держал в руках много серьезных, редких, дорогих часов, с которыми раньше, честно признаться, не имел дела. Так, я открыл для себя, например, Breguet. Безусловно, я знал эту марку, но заказы на нее стал получать только недавно. Увидел вживую, лично изучил, копнул глубже, сделал обзоры. Также удалось поработать с Harry Winston – это ювелирный бренд, выпускающий в том числе часы высокого уровня. Эти марки входят в одну большую часовую семью – серьезнейшую компанию Swatch Group. Ее продукцию можно представить в виде пирамиды: в основании Tissot – недорогой народный бренд, затем Longines – премиальный уровень, еще выше – Omega, и на самой вершине расположены люксовые марки – Breguet и Harry Winston. И о категории класса люкс можно рассказывать часами, находить уникальные, интересные детали. Что еще было нового? Roger Dubuis, Patek Philippe – невероятно шикарные часы. Хочется поставить их перед собой в коробочке и просто созерцать это произведение высокого часового искусства.
– Что вам больше всего в них понравилось?
– Внимание к деталям. Люкс – это в первую очередь персонализация. Ты замечаешь классные нюансы, показываешь клиенту и радуешься, видя его реакцию. У меня в блоге бывают комментарии: «Зачем ты столько про коробку рассказываешь? Кому это интересно?» Но мелочи определенно играют роль. Возьмем коробку Breguet – она огромная, роскошная, с ключиком. Сразу видно, что марка вложилась не только в часы, но и в продукт в целом. Таков люкс – от него получаешь огромное удовольствие уже с момента распаковки. Или возьмем другую деталь – как изготовлены те или иные ремешки. Мне попадались женские часы Harry Winston, у которых был не только интересный циферблат с камнями и эмалью в виде мозаики, но и хитро выполненный ремешок с пряжкой, инкрустированной бриллиантами. Вроде бы мелочь, но так рождается искусство. Ты не просто смотришь, сколько времени, но любуешься вещью со всех сторон.
– Rolex – хоть и дорогая, но массовая, попсовая марка, в отличие от аристократичных Breguet и Patek Philippe. Я права?
– Можно сказать, да, но есть нюанс. Вы правы, Breguet и Patek Philippe – это бренды для разбирающихся, они транслируют аристократизм, который немногие могут себе позволить. Обычно это зрелые люди, определенного социального статуса, с высоко развитым интеллектом. Rolex же производят в разы больше часов, чем обе эти марки, вместе взятые. Так что – да, это «широкое потребление» в классе люкс. Но у Rolex грамотно выстроенная система маркетинга и большая команда, работающая на создание и поддержание искусственного дефицита. Раньше я отговаривал людей от неосознанного приобретения часов этого бренда, да и сейчас, бывает. Ведь почему выбирают Rolex? Потому что любой знает, что это престижно. Не надо разбираться в часах, чтобы носить Rolex. Это как сумка Louis Vuitton. Типичный вопрос: «Сколько стоят Rolex?» выдает, что человек не в теме. Это равносильно тому, чтоб спросить: «Сколько стоит Mercedes Benz?» Да их столько разных! Тебе грузовой или «заряженное» купе? В этот момент я понимаю, что надо начинать работу. Да, проще не объяснять, не просвещать, а просто ответить: «Давай полтора миллиона, и будет тебе счастье». Но я хочу, чтобы покупка была осознанной, только в таком случае результат будет греть душу.
– Как правильно выбрать часы в подарок?
– Найти человека, который поможет сориентироваться)) Важно понимать, какие модели уже есть у человека. Иногда девушка знает, что ее мужчина интересуется часами, и хочет его порадовать. А я отговариваю ее от покупки, потому что в курсе, что у него уже есть Breguet, а денег, выделенных на подарок, хватит только на Tissot. В таком случае я рекомендую подарить хороший фирменный кейс ручной работы или подставку для часов – это точно будет в тему. Также, выбирая подарок, важно попасть в стилистику коллекции. В общем, нюансов много.
– А вообще стоит дарить часы?
– Конечно, это же обмен энергетикой. Когда ты видишь, что человек носит твой подарок на запястье, ты понимаешь, что он думает о тебе. Очень круто, когда часами обмениваются друзья. В этом году у меня была ситуация, когда два товарища работали в команде, достигли высоких результатов и решили поощрить друг друга достойными часами. Многие ставят себе задачи на год и, подводя итоги, награждают себя чем-то ценным. Я поступаю так же: за успешный год дарю себе часы, и они становятся видимым доказательством и напоминанием того, что я отлично поработал.
– Мы мало говорим о женских часах. Какие здесь тренды? Что востребовано – женственность или кэжуал?
– Мы действительно мало говорим о женских часах, потому что дамы в основном предпочитают ювелирные украшения. У меня на канале 97 % аудитории – мужчины. Тем не менее среди моих клиентов есть девушки с отменным часовым вкусом. В прошедшем году можно было отметить появление весьма нарядных экземпляров – инкрустированных бриллиантами и с настоящим буйством красок. Например, Chopard с цветным циферблатом – мятным, шоколадным, благородным синим. Также были интересные модели с плавающими бриллиантами.
Чаще всего в качестве подарка для девушки выбирают ювелирные украшения именитых брендов. Для удобства клиентов мы недавно залили на сайт соответствующую подборку наиболее востребованных трендовых аксессуаров.
– Если бы вам разрешили взять с собой на необитаемый остров только три вещи, вы бы взяли часы?
– Да, они стали бы мне компанией, хранили воспоминания о чем-то важном и тем не дали бы свихнуться в одиночестве. Я уже заказал модель, которую точно взял бы с собой на необитаемый остров, – часы, побывавшие в космосе. Это юбилейная модель в честь 50-летия Speedmaster «Silver Snoopy Award», которую анонсировали в 2020 году, но достать крайне сложно по сей день. И здесь есть интересный контекст: Снупи был выбран талисманом НАСА в 1960-х годах в качестве сторожевого пса, охраняющего космические миссии. У Omega Moonwatch шикарный серебряный циферблат с изображением этой собачки, но наиболее интересная фишка – на обратной стороне часов. Когда задействована секундная стрелка хронографа, Снупи совершает путешествие к обратной стороне Луны, декорированной сапфировым стеклом. На заднюю крышку также нанесено изображение земного шара, который совершает один оборот в минуту, то есть он синхронизирован с малой секундной стрелкой. Легендарная фраза Eyes on the Stars («Глаза к звездам») нанесена на черную Вселенную задней крышки. Я взял бы эти часы с собой не только потому, что ими можно поиграться, насладиться прекрасной тонкой работой. Но и потому, что у меня с Omega давние теплые отношения, дружба с представителями бренда. Мы проводили, например, совместные мероприятия с настоящими космонавтами. Так что это уже не просто часы – в них заложено много смыслов.
– Какие самые экстравагантные, самые эпатажные часы вы знаете? Скажем, какие часы вы бы порекомендовали Евгению Чичваркину?
– Да, бывают часы, не вписывающиеся ни в какие рамки и рекомендации в плане размеров, стилистики. Например, от Richard Mille – бочкообразные, сложные, эпатажные. У них есть циферблат с разными конфетами, и не только. Выглядят фантастически, безумно… И стоят как чугунный мост. Люди, у которых хватает денег и возможностей, могут носить их с классическим костюмом. Подобные самобытные часы вы не станете подбирать под брючный ремень, а сделаете своим способом самовыражения.
Что касается Чичваркина, думаю, ему подошли бы часы, которые делят публику строго на две категории: за и против. Никаких Rolex и Omega, вызывающих симпатию у всех. Допустим, это могли бы быть Jaeger-LeCoultre или Panerai. Интеллектуальные, неброские, в противовес наряду и подкрученным усам, подчеркивающие внутреннее содержание человека. Есть два пути при выборе часов – покупать аксессуар, дополняющий образ, или вещь, выражающую чувства. Например, я клерк и выгляжу соответствующе, но в душе – бунтарь и подбираю часы, отражающие эту сторону моей натуры. Так и здесь. Думаю, бо́льшая часть публики вообще не поняла бы Jaeger-LeCoultre, а мастеру эпатажа это подойдет отлично.