По закону

По закону

В декабре Госдума одобрила изменения в Закон «Об образовании», которые запрещают школьникам использовать мобильные телефоны на уроках. Они пока не вступили в силу, но уже вызывают бурные обсуждения в социальных сетях, ведь как поправки будут работать на практике, пока непонятно: контроль за реализацией возложили на сами школы.

Новую идею мы решили обсудить с директором частной школы «Эстет-центр» Александром Медзютой, а также поговорить с ним об оценках, душевном спокойствии и конфликтах в классе.

– Александр Сергеевич, как вам последние нововведения?

– Скажем честно: это все имитация бурной деятельности, и я думаю, что эта инициатива неосуществима. Сначала нас двадцать лет к сотовым приучали – теперь столько же ­отучать нужно. Хотя, конечно, в школах это тоже бывает доведено до абсурда. Я слышал такое: когда ученик на уроке выполнил задания, учитель может выслать ему на телефон дополнительное. А разве просто дать на листочке нельзя? Будто бы уже никто не понимает, как без телефона работать. Так вот, сегодня мы гаджет заберем, а завтра к нам придут разбираться родители. У нас с этими девайсами, бывает, доходит до смешного. Застукали мы тут ребенка с электронной сигаретой – отбираем. А потом приходит мама и говорит: «Какое право вы имели забирать?!» Понимаете, проблема отучения от гаджетов именно в этом. Родители сами выросли с ними и не представляют, как жить без них. Если ты начинаешь бороться с конкретным ребенком, это тоже проблему не решает. Есть ребенок послушный, который скажет: «Да, конечно, заберите». А есть ребенок, который скажет: «Вы не имеете права. Статья Конституции такая-то». Запросто! У нас все знают о своих правах, но мало кто помнит об обязанностях. В этом проблема. Поэтому новый закон – головная боль исключительно для школы.

– Как же тогда решить проблему? И есть ли она вообще?

– Проблема. Но решать ее надо очень осторожно, аккуратно и долго. Нужно ежедневно работать с детьми, устраивать разные мероприятия, чтобы им даже в голову не приходило доставать телефон. На уроках же нужно грамотно дозировать задания, чтобы ребенок не успевал отвлекаться. Конечно, не с каждым предметом так получится, но попробовать стоит.

– Про грамотную дозировку знаний и темпы усвояемости вспомнился такой пример: мальчик учится в школе, и по математике у него между двойкой и тройкой. Он ходит к репетитору, и репетитор говорит, что у него нет пробела в знаниях. Ребенок просто делает все в своем спокойном темпе, но правильно. Как только стресс и рядом учитель-цербер – все, не получается. Начинается противостояние «оценки – душевное спокойствие».

– Да, это очень интересное противопоставление. На самом деле обучение и воспитание – это всегда в какой-то степени насилие, как ни крути. Но в нашей школе не такой подход, конечно. У меня все учителя знают, что торопить медленного ученика бесполезно, будет только хуже. Даже не на уроках, а когда он обувь надевает. Будете его торопить, он никогда ее не наденет. Наша первоочередная задача в «Эстет-­центре» – не вырастить гениального писателя, математика или физика. Наша задача – рассмотреть в ребенке потенциал, выявить его сильные стороны, чтобы он мог извлечь из них максимум возможностей в будущем. Для этого не нужна скорость, важно внимание.

– Почему не все учителя это понимают?

– Я не знаю, по идее, должны. Но если он не может сам определить, нужно обратиться к школьному психологу, к директору. Вот чем отличается частная школа от муниципальной: мы можем обсудить успехи или неудачи ученика индивидуально, без надрыва и спешки. Это мой самый ненавистный штамп: «Ребенок не способен к математике, он гуманитарий». Это ерунда полная. Как до него донести – другой вопрос. Но важно понимать ребенка как педагогу, так и родителям.

– Сейчас многие говорят, что родители не знают своего ребенка по-настоящему…

– Важно всматриваться в ребенка. Знаете, сейчас ведь чаще так: что-то произошло – это учитель виноват. Но разве это действительно так? А вы с ребенком поговорили? Воспитание – очень важный элемент образовательного процесса. Воспитали хорошего человека – в мир выйдет хороший человек. Но не стоит забывать, что гораздо большая ответственность – на родителях.

– Вы упомянули про школьных психологов. С каким запросом дети к ним сейчас приходят чаще всего?

– Да, в каждом филиале у нас есть психолог. Но вопрос не столько в них, сколько в педагогах. В нашей школе есть установка на внимание к каждому ученику со стороны учителя. Поэтому именно с ними мы чаще обсуждаем, что происходит с конкретным ребенком. На мой взгляд, сейчас самая частая проблема школьников – отсутствие контакта с рядом сидящими. Расскажу вам один случай, который произошел в Челябинске. Был очень подвижный мальчишка, четвертый класс. Когда его обижали, он мог в ответ и «по башке дать». Собрались мамы, и началось: «Давайте уберем его из класса, давайте обратимся в прокуратуру!..» А мальчишка классный. Ну кто в детстве не дрался? Об этом сейчас порой словно забывают. Так вот, в таком случае всегда лучше поработать с самим ребенком и с ситуацией, чем исключать его и уж тем более обращаться в прокуратуру.

– Как у вас обычно происходит такая работа?

– Во-первых, надо найти общее дело для родителей и учеников этого класса. Это может быть поездка, родительский доклад, игры, которые позволяют проявить взаимовыручку. Мы так и делаем обычно в случае каких-либо конфликтов, и я, конечно, надеюсь, что все будет хорошо, но это не значит, что на все сто процентов. Это ведь жизнь, а не арифметика.

Вообще, в таких случаях я рекомендую начинать с родителей. Лучше, чтобы встретились папы двух участников конфликта: обычно это более спокойный разговор, без эмоций. Обсудят – можно идти к классной руководительнице, разговаривать с ней. Тут важно понимать, что классный руководитель, учитель может только помочь, посодействовать, но он не может решить конфликт двух пацанов. Самое главное – не спешить, все должно быть постепенно. Не надо ставить вопрос: «Кто прав, а кто виноват?» Нужно выяснить, что произошло, кто и по какому поводу начал. Возможно, выяснится, что повод ссоры яйца выеденного не стоит. А после важно подтолкнуть детей к конструктивному обсуждению. Научить их слушать друг друга и ставить себя на место другого. Тогда подобных конфликтов станет меньше, а ребенок научится полезному навыку поиска компромиссов.

150 150 Анна Евдокимова
Вводите запрос здесь