– Самый горячий тренд этого лета?
– Их много, но, пожалуй, полупрозрачные ткани действительно на пике моды. Топик или водолазка из сетки – маст-хэв этого сезона. Также популярны шелк, кружева, вернулась сексуальность. И в то же время предпочтение отдается натуральным тканям, таким как лен.
– Уже были вновь популярны семидесятые, восьмидесятые, девяностые и даже нулевые. Что дальше? Десятые?
– Актуальную ситуацию в мире моды я бы назвала стагнацией: все новое — это хорошо забытое старое. В первую очередь это происходит из-за сильного подорожания тканей, кожи и, соответственно, готовых изделий. За последний год цены увеличилась почти в два раза. Производство сокращается, стоимость растет, а модельный ряд остается прежним. Глядя на все эти тенденции, я думаю, что скоро мы увидим и десятые.
– Из России ушли модные журналы. Как ориентироваться в моде?
– Мне кажется, ориентироваться в мире моды стало ненамного сложнее. Есть VPN, можно почитать Vogue онлайн на английском или перевести статьи с помощью встроенного переводчика. И наши модные блогеры продолжают разбирать показы, модные коллекции. Да, чувствуется, что многие монобрендовые бутики закрылись. Однако новые коллекции завозят, в магазинах есть вещи пусть не таких крупных конгломератов, но уже известных брендов с богатой историей.
– Зарубежная пресса и форумы пестрят сообщениями об очередях в европейские – и не только – бутики. В чем суть феномена?
– В конце этой зимы я уже практически нигде не видела очередей. Исключение – такие бутики, как Louis Vuitton на Елисейских Полях в Париже, где всегда были и есть толпы. В остальном очереди были вызваны сокращением штата после ковида: дело не в том, что много народа, а в том, что мало менеджеров-консультантов. А еще, думаю, это был сильный маркетинговый ход – попытка привлечь внимание, показать исключительность люкса.
– Был ли за все время вашей работы показ, который оставил неизгладимое впечатление?
– Самые яркие показы были еще до пандемии у Dolce & Gabbana. Самый запоминающийся из них прошел в начале 2020 года, там выступал потрясающий состав: Моника Беллуччи, Карла Бруни, Ева Герцигова… Каждая выходящая модель – суперзвезда. Это произвело неизгладимое впечатление.
– В этом году ушли из жизни Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. Есть ли кто-то им на замену?
– Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин были основателями российской моды, которых знал весь мир. Это значимые фигуры, и в настоящий момент я не вижу им замены. Есть много молодых талантливых дизайнеров, но таких крупных и ярких звезд нет. Хотя рано что-то утверждать, возможно, новым модельерам пока просто не хватает опыта.
– Могут ли в наше время возникать такие сверхзвезды, как в прошлом, – Лагерфельд, Готье, Версаче?
– В Европе то же, что и у нас. Мир ждет появления новых Готье, Версаче, но пока их нет. Когда не стало Лагерфельда, все говорили о том, что великие модельеры уходят, а новых, столь же ярких, не появляется. Джорджо Армани – фактически последняя живая легенда, кутюрье, сам управляющий своим модным домом. Как и искусстве, в моде бывают перепады. Обязательно наступит момент, когда придет кто-то кардинально другой и сломает все существующие устои. Но пока – нет.
– У вас бывают спонтанные закупы?
– Раньше у нас часто бывали спонтанные заказы, и сейчас они тоже есть. Но не в формате «увидел модную съемку, спросил, что за бренд, заказал». Чаще кто-то присылает лук-бук, фотографии вещей из модных коллекций. Сейчас эта схема популярна, потому что многие заказы проходят онлайн. Мы никогда не придерживались строгого плана, всегда оставались открыты ко всему новому.
– Что бы вы назвали главным событием в мире моды за последние пять лет?
– Назвать одно событие сложно, назову несколько. В первую очередь – перестановки в крупных домах мод, такие как в 2018 году, когда Эди Слиман пришел в Celine и обновил бренд. Потом – сотрудничество Миуччи Прады и Рафа Симонса, оно было невероятно успешным. Сейчас мы наблюдаем перестановку в Gucci. Еще одно важное изменение – мир моды сдвинулся в сторону классики и тихой роскоши. Этот тренд будет значимо влиять как на фешн, так и на другие сферы.
– Сейчас довольно много говорят о тихой роскоши и развороте к классике. Вы замечаете этот тренд?
– Да, заметен разворот к тихой роскоши. Все бренды стараются представить натуральные высококлассные ткани и классические модели. Клиент выбирает в первую очередь комфорт и качество. Кричащая мода, яркие бренды отходят на второй план. Так, Dolce & Gabbana в последние два сезона почти отказались от принтов, предлагают вещи однотонных пастельных тонов, хоть и с силуэтами по фигуре.