В школе и стены учат

Черновик

«Получил коридорное образование», – так с легкой усмешкой отзывались о двоечниках, которых частенько выгоняли с урока. Но когда оказываешься в стенах челябинского лицея № 11, расхожее выражение неожиданно приобретает совершенно иное звучание и смысл.

На каждом этаже – выставки картин, фотографий и разных интересных вещей, от огромного осколка мрамора до антикварной лицейской конторки. Поневоле замедляешь шаг и замираешь – хочется рассматривать, вчитываться, прикасаться. Так и задумано: постоянно обновляемые экспозиции – это не только стремление создать эстетичное и гармоничное пространство. Это – музейная педагогика.

На переменах в лицейских коридорах так же шумно и многолюдно, как и во всех школах. Кто-то облепил подоконники, чтобы зависнуть в смартфоне до звонка, а кто-то подолгу стоит перед развешанными на стенах фотографиями с видами уральских городов и природных красот, вчитывается в подписи, обсуждает, поминутно перебивая товарища: «А помнишь?..»

Идея фотовыставки «По городам Южного Урала» родилась спонтанно, как отклик на другой просветительский проект, посвященный путешествию императора Александра I по Уралу, которое самодержец совершил в 1824 году. Спустя почти двести лет фотограф Михаил Трахтенберг проехал по тем же местам и показал, как они изменились за прошедшие столетия. Инициатором и куратором выставки стал директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский.

В школе и стены учат

– Выставка интересна тем, что основана на уникальных архивных материалах: акварелях и воспоминаниях современников, которые принимали непосредственное участие в приеме российского императора на Уральской земле. Она рассказывает о феномене зарождения горнозаводского пояса на Урале. Обладая мощным промышленным потенциалом, Россия вошла в ряд крупнейших мировых держав. Монаршие особы после Александра I также стремились посетить Урал, понимая всю значимость региона для экономики страны, – рассказывает учитель истории Елена Якуба.

Вместе с тем, отмечает она, выставка – это не только рассказ о прошлом, но и анализ настоящего и попытка заглянуть в будущее, спрогнозировать развитие ситуации: здесь есть что обсудить и о чем подискутировать в привязке к сегодняшнему дню.

– Сегодня Россия стремится достигнуть экономического и технологического суверенитета. Успех страны складывается из труда и достижений людей, объединенных общими ценностями, культурой, традициями. Просветительский исторический проект лицея отражает неразрывность истории и территориальной целостности России, выстраивая тысячелетнюю преемственность – Русь, Московия, Российская империя, Советский Союз, Россия. Челябинская область, Южный Урал имеют глубокие исторические корни, не до конца изученные в современной исторической науке. Страна городов Гардарика и поразительным образом сохранившийся Аркаим еще ждут осмысления великого культурного и исторического наследия, роли Урала и Южного Урала как хребта России – прежде всего именно у подрастающего поколения, – убеждена директор лицея Елена Киприянова.

В школе и стены учат

Это лишь одна из постоянно обновляемых экспозиций лицейского музейно-выставочного центра «Территория детства», созданного около семи лет назад как образовательное и культурное пространство для творческих, исследовательских и социальных практик школьников. При этом стоит отметить, что в отличие от многих школьных музеев, где школьники откровенно зевают, разглядывая стенды с летописью вех в истории альма-матер, здесь все ориентировано на активное вовлечение детей в организацию выставок и инсталляций, в проектную работу.

Так, после выставки, посвященной путешествию императора Александра I по Уралу, дети загорелись идеей узнавания малой родины: в прошлом году в рамках музейного проекта лицеисты посетили с экскурсиями несколько городов Челябинской области, познакомились с их историей, культурой, местным производством, локальной топонимикой. И привезли из поездок массу впечатлений и кипу фотографий, которой хватило… на еще одну выставку. Есть в витринах и необычные экспонаты – огромный осколок природного мрамора, который ребята обнаружили во время экскурсии на карьер в Коелге; гирлянда, которую им подарили на изоляторном заводе. Семиклассницы Полина и Мила развешивали фотографии для выставки (между прочим, по всем правилам музейного экспонирования) и с удовольствием вспоминали поездки. Школьники же устраивают и презентацию проекта, придумывая интересные и необычные форматы экскурсий. Основной посыл музейного проекта – «У нас есть что любить, у нас есть чем гордиться», – подчеркивает Елена Якуба.

За эти годы в лицейском музейно-выставочном центре прошло уже более 30 выставок в Галерее уральских художников, два десятка мастер-классов и творческих встреч и более 800 экскурсий.В школе и стены учат

– Когда дети по-настоящему заинтересованы, когда выставка их действительно зацепила – уже не приходится убеждать и агитировать, чтобы они включились в исследовательский проект. Главное – найти точку интереса, которая станет маленькой дверцей в большой мир. Так, одна из выпускниц лицея стала модельером и создает кастомизированную одежду – придает индивидуальный стиль вещам из масс-маркета. Через эти вещи она рассказывает о том, как важно сохранить себя, свою индивидуальность в мире, где переизбыток всего – информации, образов, трендов, соблазнов, довлеющих факторов. Важно оставаться собой, победить своего дракона – так много глубоких смыслов было заложено в выставке, хотя в фокусе, казалось бы, кастомизированная одежда. И это нашло живой отклик у детей, – продолжает делиться опытом Елена Якуба.

Каждая выставка требует особого, вдумчивого подхода. Так, продумывая концепцию выставки «Будем жить!», в лицее стремились создать объемный портрет героя военного времени, отразить его особенное мировосприятие. «Это была попытка не восстановить бытовую среду поколения тридцатых-сороковых годов прошлого века, но создать эмоциональный фокус, когда немногочисленные реальные экспонаты проявляют свою значительность и уникальность», – поясняет куратор проекта. Музейное пространство, выстроенное специально для детей, дает им возможность активного знакомства с экспозицией в форме увлекательного исследования, игры.

При таком подходе уроки истории становятся в восприятии детей не сухим перечислением дат, имен и фактов, а живыми свидетельствами эпохи. «Когда мы готовили выставку «Уроки Нюрнберга», там были плотно задействованы несколько мальчишек их числа тех, которых чаще встретишь в коридоре, чем в классе, – наверное, в каждой школе такие есть. И я видела, как просто на глазах происходила невероятная трансформация сознания. Это, наверное, к вопросу о том, что легких путей мы не ищем… Кстати, в исследовательские проекты включаются не только дети, но нередко и их родители и даже целые семьи», – говорит Елена Якуба.

– Сложно переоценить важность исторического просвещения в современном мире: постпостмодернистское общество претендует на звание «цивилизации лжи». Школа призвана научить детей отличать правду ото лжи, мнение – от оценки, фактологический анализ – от фейка. Сделать это без фундаментального исторического образования, без изменения его содержания и технологий невозможно. И эти изменения, на мой взгляд, лежат в плоскости музейной педагогики, научного поиска исторической истины. Важно развернуть социально-гуманитарный контекст образования не только в рамках школьных предметов. Глобальная цель – создание образовательной экосистемы, которая ориентирована на то, чтобы заложить в учениках навыки критического мышления, осознание гражданской идентичности, интерес к поиску исторической истины, – считает Елена Киприянова.

По ее мнению, это будет способствовать формированию у школьников новых компетенций для профессий будущего: научной картины мира, мировоззренческой позиции, подкрепленной научной основой, исследовательских навыков, инженерных компетенций, технологического и социального предпринимательства.В школе и стены учат

В школе и стены учат

Сегодня историю страны и родного края лицеисты изучают не только на уроках истории, но и русского языка и литературы, краеведения и географии, мировой художественной культуры. Кроме того, в одиннадцатом лицее есть научные секции, где дети знакомятся с теорией и практикой проектной и исследовательской деятельности, музейным делом и практиками исторической реконструкции. А в календаре событий – фестиваль песни и строя «Мы этой памяти верны», «Весна Победы», Аллея Славы «Я помню. Я горжусь», проект «Дочитаем до Победы», журналистский краеведческий проект «Погружение» и «Вахта Памяти». Здесь постоянно проводятся городские конкурсы «Я поведу тебя в музей», «Вальс Победы», «Южный Урал. Дорогами народной памяти», городская интеллектуальная игра «Русский мир», марафон «Знай и люби Челябинск», Всероссийский фестиваль искусств «Русь великая» и телемарафон «С чего начинается Родина», Всероссийский выставочный марафон «Прививка от фашизма». В музейно-выставочном центре проходят творческие встречи с представителями сферы искусства, науки, образования, технологий и бизнеса, форсайт-сессии с участием профессиональных историков, мастер-классы ученых по работе с историческими источниками и исторические реконструкции, выставки с интерактивными площадками.

Сохранение исторического наследия сегодня отнесено к национальным интересам, а защита исторической памяти – к стратегическим национальным приоритетам. Одна из действующих экспозиций лицейского музейно-выставочного центра возвращает парадоксальным образом «забытую» историю Хивинских походов, которые позволили Российской империи фактически бескровно присоединить огромные территории Средней Азии.

– Сам поход был беспрецедентным, – Елена Якуба продолжает экскурсию. – Российская армия шла через пустыню Кызыл-Кум, где днем на солнце плюс пятьдесят, а ночью – почти столько же, но со знаком минус. Колодцы были труднодоступны, местные жители засыпали их песком, забрасывали тушами мертвых баранов. Постоянно происходили стычки. Сам поход стал гимном русскому солдату. Американский журналист, который присутствовал в одной из экспедиций, с изумлением писал, что солдат ни одной армии мира не смог бы пройти через такие испытания и выдержать их с честью. Средняя Азия всегда находилась на стыке интересов Великобритании и России, и наша страна одержала победу в большой политической игре и не только обезопасила торговые пути и наладила торговлю с Азией, но и положила конец набегам хивинцев, которые угоняли жителей приграничных территорий в рабство. При этом завоевание новых колоссальных территорий произошло без кровопролитных сражений, не были разрушены древние города – наоборот, строились школы, больницы, дороги.

150 150 Nefti.net
Вводите запрос здесь