В июле в Екатеринбурге прошла Международная промышленная выставка «Иннопром» — главное событие года в сфере международного сотрудничества и промышленной кооперации.
Ключевой темой форума в этом году стала «Технологическое партнерство: формируя образ будущего». Деловая программа выставки включала более ста мероприятий, посвященных цифровизации промышленности, автоматизации производства, инвестициям в реальный сектор экономики, созданию индустриальных парков и современным технологиям инжиниринга и искусственного интеллекта. Однако главное, как водится, происходило на полях форума. Сотни представленных разработок, десятки деловых встреч, громких заявлений и подписанных соглашений: рассказываем о главных событиях международной промышленной выставки.
С каждым годом и размах выставки, которую с полным основанием можно назвать смотром достижений отечественной промышленности, и перечень статусных иностранных делегаций только растут. Площадь выставки составила 50 000 квадратных метров, заняв все четыре павильона «Екатеринбург-Экспо». Флагманские модели и инновационные разработки презентовали 900 отечественных и иностранных предприятий из различных отраслей промышленности: машиностроения, энергетики и металлургии, промышленной автоматизации и iт-сферы, медицины и фармацевтики.
Открывая стратегическую сессию, председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил успехи обрабатывающего сектора российской промышленности: за первые пять месяцев года объем производства вырос на 9 %, при этом положительный тренд отмечается по всем направлениям отрасли. Инвестиции бизнеса в основной капитал в обрабатывающих отраслях увеличились за прошлый год почти на 20 %, составив около четырех с половиной триллионов рублей. «И мы будем поддерживать эту тенденцию. Для повышения устойчивости промышленности перед внешними вызовами государством реализуется целый комплекс системных мер», – сказал Михаил Мишустин, добавив, что сегодня перед промышленностью страны поставлены задачи по насыщению отраслей экономики современными технологиями и инновациями.
Глава Минпромторга России Антон Алиханов также подчеркнул позитивную динамику в отечественной промышленности. К моменту обострения санкционного давления она уже обладала довольно серьезным запасом прочности благодаря значительной работе по импортозамещению, которая началась еще в 2015 году и продолжается по сегодняшний день. Однако и сегодня остаются факторы, сдерживающие рост российской экономики, и в первую очередь это высокий уровень ключевой ставки.
Коллективные экспозиции на «ИННОПРОМе» представили 25 регионов России, а также Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, выставку посетили торговые делегации шестидесяти государств, в том числе Австрии, Алжира, Бахрейна, Вьетнама, Зимбабве, Индии, КНР, Мьянмы, Саудовской Аравии, Сербии, Сингапура, Турции, Шри-Ланки. Михаил Мишустин подчеркнул особый характер дружественных отношений между Россией и Объединенными Арабскими Эмиратами, которые стали в этом году страной – партнером «ИННОПРОМа». Товарооборот между странами по итогам прошлого года достиг рекордного уровня, приблизившись к одному триллиону рублей. Председатель Правительства отметил, что стратегическое направление для России – развитие кооперации со странами, входящими в БРИКС.
Среди мероприятий в рамках форума, направленных на укрепление международных связей, можно также выделить встречу губернатора Челябинской области Алексея Текслера с послом Южно-Африканской Республики Мзувукиле Джефом Макетукой. Стороны обсудили перспективы дальнейшего роста товарооборота, который в 2022 году составил 206,8 миллиона долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 163 %. Южный Урал обеспечивает 16 % этого объема.
«Структуры экономики Челябинской области и ЮАР похожи. Это металлургия, добывающая отрасль, машиностроение. Мы можем дополнять компетенции друг друга и заинтересованы в росте экономических и торговых связей», – сказал Алексей Текслер, предложив организовать взаимные рабочие визиты и определить точки роста для дальнейшего сотрудничества.
Как отметил губернатор, с учетом выгодного приграничного расположения региона сейчас активно прорабатывается логистический маршрут транспортного коридора «Север – Юг» с возможностью выхода через Казахстан, Туркменистан и Иран к южным морям.
Транспорт будущего
Четыре дня подряд павильоны выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» бурлили от деловой активности. На стендах выставки были представлены флагманы российской индустрии: ТМК и Группа «СИНАРА», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», ЕВРАЗ, КАМАЗ, Группа «ГАЗ», автозавод «УРАЛ», холдинг «Швабе» и другие.
Одним из самых зрелищных стал стенд Минпромторга, на котором были выставлены более семидесяти натурных экспонатов, в том числе водородный мобильный заправочный комплекс для беспилотников, промышленные 3D-принтеры, подземная гидроперфораторная буровая проходческая установка и еще множество высокотехнологичных новинок. Так, производители оптико-электронных систем презентовали тахеометр с повышенной точностью измерения углов для выполнения геодезической съемки; оборудование видеотепловизионного мониторинга и аналитики для круглосуточного слежения за периметром; светофор нового поколения со специальной кнопкой для управления сигналами на пешеходном переходе.
Совершенно особое место среди выставочных экспонатов заняли модели самого разного транспорта: передвигающегося по земле, воздуху и воде, беспилотного, на инновационных видах топлива. Даже трансфер гостей «ИННОПРОМа» от станции метро к экспоцентру осуществлял новый электробус «Генерал», практически полностью состоящий из отечественных комплектующих. Электробус способен проехать без подзарядки сто километров.
А прямо на входе в павильоны посетителей встречал полноразмерный макет вагона будущего высокоскоростного российского поезда. Такие составы уже в 2028 году будут буквально летать по высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом на скорости до 400 километров в час. Производство поездов откроется в Верхней Пышме, но двигатели для них будут делать в Челябинской области.
На «ИННОПРОМе» было объявлено и о старте производства первого в России серийного кроссовера с гибридной силовой установкой. Сборка организована на заводе в Липецкой области. Производитель электрокаров уже подписал с двумя поставщиками соглашения о локализации тяговых батарей – более емких, чем те, что серийно поставляются из КНР. Это позволит увеличить пробег до 450 километров без подзарядки.
Мощным магнитом, притягивающим взгляды посетителей выставки, стал и Aurus на водородных топливных ячейках, которые позволяют преодолевать без подзарядки до 870 километров.
На стенде Челябинской области губернатор Алексей Текслер обратил внимание Михаила Мишустина на макет трехсекционного вагона «Кастор» Усть-Катавского вагоностроительного завода и концепт нового двухэтажного трамвая «Ангар», разработкой которого сейчас занимается УКВЗ. Производство вагонов планируют запустить в 2026 году, после того как будет достроен новый цех предприятия. А первым заказчиком машин станут власти Москвы.
В течение двух лет планируется наладить в Челябинске и выпуск электробусов «СИНАРА-6253»: уже полностью готовая модель городского транспорта была представлена на выставке в ярком дизайне, разработанном для Магнитогорска. После сертификации именно в этот город поступит первая партия низкопольных электробусов, развивающих скорость до 70 километров в час и способных проезжать до 240 километров без подзарядки.
Компания презентовала еще одну новинку – макет гусеничного ратрака «СИНАРА-400». Как отметил заместитель гендиректора Группы «СИНАРА» Антон Зубихин, это – идеальная снегоуплотнительная техника для русской зимы, способная обеспечить высокое качество подготовки и обслуживания горнолыжных трасс. «СИНАРА» намерена производить ратраки в партнерстве с челябинским заводом «ДСТ-УРАЛ», используя только отечественные комплектующие. Выпуск первой машины запланирован уже в этом году. Любой желающий мог лично оценить все экспонаты и почувствовать себя водителем трамвая, электробуса и ратрака с помощью VR-очков.
Автозавод «УРАЛ» также представил на своем стенде новую разработку – грузовую модульную электроплатформу нового поколения. Машина разработана специально для городских условий, работает от двойного комплекта тяговых батарей с запасом хода до 250 километров. Не загрязняя воздух выхлопами, она остается достаточно мощной: грузоподъемность шасси до десяти с половиной тонн позволяет установить на платформу практически любую надстройку для коммунальной, дорожной, строительной, логистической техники. «Мы ведем работу по созданию семейства автомобилей с электрической силовой установкой, работающей от перспективных источников энергии», – рассказал гендиректор АЗ «УРАЛ» Павел Яковлев.
Кроме того, на стенде ПАО «Россети Урал» предприятие выставило электрогибридный грузовик «Урал С230Е5» – бригадный автомобиль, предназначенный для доставки людей и всего необходимого электротехнического оборудования к месту проведения ремонтных работ на воздушных и кабельных линиях. «Эту модель спецтехники будут использовать оперативно-выездные бригады ПАО «Россети Урал», а в будущем – многие электросетевые компании страны», – подчеркивает генеральный директор «Россети Урал» Александр Пятигор.
Представленные на «ИННОПРОМе» модификации электромобилей уже успешно прошли предварительные ходовые испытания и после сертификации будут направлены в опытную эксплуатацию. Начало их серийного производства запланировано на конец 2025 года.
Искусственный интеллект и автоматика
Даже краткой экскурсии по павильонам промышленной выставки оказывается достаточно, чтобы убедиться в том, что в отечественной промышленности наступает эра роботов. Они заменяют штатных работников и при погрузке и транспортировке тяжелых грузов, и на конвейерных линиях, и на производственных участках, где требуется особая точность.
Челябинский «Завод Роботов» представил проект, создаваемый в рамках концепции технологической независимости России, – первую серийную модель промышленного робота-манипулятора RusRobot RR-120-2900, который с легкостью поднимает деталь весом 120 килограммов. Кстати, именно эту установку презентовали в феврале Президенту Владимиру Путину во время его визита Челябинск.
«В конце 2024 года в серию также выйдет модель грузоподъемностью 60 килограммов для кузнечных производств. Кроме того, планируем выпустить машину грузоподъемностью 25 килограммов. Если говорить о рабочих проектах – готовим робота грузоподъемностью шесть килограммов для различных типов производств, в том числе для учебных заведений», ― сообщила директор по маркетингу ООО «Русский Робот» Анастасия Шершнева.
Компания «Пожтехспас» представила на «ИННОПРОМе» робота-пожарного, который способен сам находить очаг возгорания и тушить его водой или пеной.
Магнитогорская компания «Андроидная техника» представила на выставке робототехнический комплекс для обслуживания подвижного состава на железнодорожных станциях: расцепки вагонов, оптического, теплового и пропорционального контроля их параметров. Уже в этом году робот-расцепщик начнет работать на РЖД и промышленных предприятиях Челябинской области.
«Но мы идем еще дальше. На стенде Челябинской области презентовали робототехнические комплексы различного назначения, которые могут применяться в реабилитационной медицине, например после инсульта. Еще один робот полетит в следующем году на космическую станцию и будет помогать в выполнении необходимых работ», – отметил Алексей Текслер.
За линейку синхронных бесколлекторных электродвигателей с постоянными магнитами серии AT DRIVE, отличающихся высокими показателями удельной мощности и КПД, которые соответствуют лучшим мировым образцам, магнитогорское предприятие стало лауреатом Национальной промышленной премии «Индустрия». Награду исполнительному директору НПО «Андроидная техника» Евгению Дудорову вручил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.
Сегодня робототехника стала системообразующим направлением: роботы помогут решить кадровые вопросы и повысить производительность труда, подчеркивает Алексей Текслер: «Челябинская область – промышленно развитый регион, в первую очередь речь идет о перерабатывающей промышленности. Наши традиционные отрасли являются высокоинновационными, современными. Но мы с недавнего времени пошли дальше и внедрили новую перспективную нишу – развитие робототехники».
Глава региона напомнил, что в этом году в Челябинске открылся завод по производству промышленных роботов. «Но мало только произвести робота – важно внедрить его в любой технологический цикл. Поэтому мы кафедру робототехники открыли в Южно-Уральском государственном университете, будем развивать это направление и обучать специалистов», – рассказал губернатор.
Промышленность будущего требует создания передовой инфраструктуры, в том числе исследовательской, для разработки инновационных решений и их ускоренного внедрения в традиционные и новые отрасли промышленности. От этого во многом зависит, каким будет производство в ближайшие десятилетия и какие инновационные тренды окажут критическое влияние на трансформацию и дальнейшее развитие ключевых индустрий.
Сделано на Южном Урале
Флагманскую продукцию и новейшие разработки на стенде Челябинской области представили 25 южноуральских производственных предприятий.
«В этом году мы представляем один из самых больших стендов на площадке «ИННОПРОМа». Здесь представлены предприятия разной направленности, но все они инновационные, ориентированные на импортозамещение или импортоопережение. Есть ряд разработок, которые еще не представлены нигде в мире. Уверен, что эта площадка позволит нашим предприятиям завязать новые контакты, заключить новые соглашения. В этом – основная задача стенда, который регион предоставляет нашим предприятиям для показа новых разработок, продуктов и решений», – отметил губернатор Алексей Текслер.
Большой интерес ожидаемо вызывала техника челябинского тракторного завода «ДСТ-УРАЛ» – динамический комплекс для дистанционного управления беспилотной техникой с применением дополненной реальности, симуляцией производственных процессов и процессов обучения управлением техникой.
Группа компаний «Метран» представила на выставке прототип турбореактивного двигателя малой тяги, малогабаритный водометный движитель и мотосерф – компактное персональное плавательное средство с запасом хода около часа, способное передвигаться со скоростью 50 километров в час. Пока планируется ежегодно выпускать по двадцать мотосерфов, а в будущем – до сотни. Уже в этом году челябинцы смогут покататься на мотосерфе, взяв его напрокат на пляже Шершнёвского водохранилища.
Буровой комплекс с системой накопления и хранения электроэнергии, позволяющей сократить затраты на топливо и техническое обслуживание генераторов при одновременном улучшении качества электроснабжения, представил челябинский НТЦ «Приводная техника», а компания «АНЕКО» – новые разработки высокотехнологичного устьевого оборудования для бурения, сервиса и эксплуатации нефтегазовых скважин.
Также на стенде региона можно было во всех деталях рассмотреть макеты моделей гусеничного крана ДЭК-802 в исполнении Antarctica Челябинского механического завода и спецтехники различного назначения миасского ООО «Завод СпецАгрегат».
Промышленная группа «КОНАР» привезла в Екатеринбург полноповоротную механическую винторулевую колонку (ВРК) в натуральную величину массой 33 тонны, с диаметром винта три метра. Такие колонки поставляются российским судостроительным заводам для комплектования морских буксиров. Устройство может направлять судно в любую сторону и заменять руль. Более 80 % деталей и узлов колонки – собственного производства. На предприятии в короткие сроки разработали собственную линейку винторулевых колонок и поставили их на серийное производство. «В судостроении мы идем по непростому, но верному пути изготовления совершенно новой для российского рынка продукции», – рассказал директор ООО «КОНАР Морские технологии» Арсений Дикий.
НПО «Электромашина» (концерн «Уралвагонзавод») вернулось к проекту массового выпуска мощных интеллектуальных зарядных станций: опытный образец установки мощностью 150 кВт с системой «Амасис 2.0», которая обеспечивает видеоаналитику, экомониторинг и даже возможность раздачи бесплатного Wi-Fi, предприятие продемонстрировало на стенде региона, а уже до конца этого года тридцать станций появятся на улицах Челябинска. Они смогут заряжать аккумуляторы электромобилей до 80 % всего за двадцать минут.
Челябинский механический завод показал макеты гусеничных кранов, которые использовались при постройке зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктиде в условиях экстремально низких температур.
А Modern Glass представили на уличной экспозиции 12-метровый стеклопакет-триплекс с повышенной защитой. Благодаря многослойности и соединительной пленке даже при сильном ударе риск травмирования окружающих осколками стекла или выпадения стеклопакета существенно снижается. Такие стекла могут использоваться при строительстве небоскребов, спортивных и развлекательных комплексов, производственных объектов.
Губернатор на полях форума
На площадке международного промышленного форума был достигнут ряд значимых для Южного Урала договоренностей, в том числе по привлечению инвестиций и созданию крупных производств, а также укреплению международных и межрегиональных связей. Губернатор Алексей Текслер отметил, что задача властей – активно содействовать реализации заявленных инвестиционных проектов, и с гордостью продемонстрировал достижения промышленности региона главе Кабинета министров Михаилу Мишустину.
«Благодаря активной позиции бизнеса и мерам государственной поддержки федерального и регионального уровня предприятия наращивали объемы производства, инвестировали в свое развитие, – подчеркнул Алексей Текслер. – Объем инвестиций в основной капитал вырос за пять лет с 255 до почти 450 миллиардов рублей в год. Челябинская область вошла в топ-10 Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, хотя пять лет назад регион был в третьем десятке».
Как напомнил губернатор, предприятия региона прошли сквозь пандемию ковида, адаптировались к новым геополитическим вызовам и после испытаний стали только сильнее. В прошлом году промышленность Южного Урала показала высокие темпы роста.
«С 2019 года, когда в области заработало возрожденное Министерство промышленности, в регионе оказана поддержка 579 промышленным предприятиям на сумму почти семьдесят миллиардов, – отметил Алексей Текслер. – Это вместе с программами, которые реализуются на федеральном уровне. Возмещаются затраты на покупку оборудования, предоставляются льготные займы, действуют уникальные региональные меры поддержки, такие как собственная промышленная ипотека и региональная программа повышения производительности труда».
Как подчеркнул губернатор, система поддержки производства ориентируется не на предоставление льготного финансирования, а на системную работу по обеспечению технологического суверенитета. За пять лет в регионе появился целый ряд новых, востребованных в масштабах всей страны производств. Предприятия расширяют номенклатуру выпускаемой продукции, выходят на новые рынки сбыта.
Глава региона призвал всех промышленников обратить внимание на повышение производительности труда и автоматизацию производств: «Наша промышленность по-прежнему формирует значительную часть регионального консолидированного бюджета, является крупнейшим работодателем, усиливает позиции в качестве ключевого драйвера экономического роста. Важно, чтобы она работала стабильно, с нарастающей динамикой».
Традиционно на выставке был подписан и ряд соглашений, рассчитанных на развитие масштабных инвестпроектов в регионе. Так, Алексей Текслер и директор ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой» Александр Невский подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предприятие, входящее в Группу компаний LD, планирует кратно увеличить мощности по производству трубопроводной арматуры. Срок реализации инвестиционного проекта рассчитан на ближайшие пять лет. Объем капиталовложений – более полутора миллиардов рублей. Ожидается, что расширение производства создаст более 250 новых рабочих мест.
Предприятие «Современные энергетические технологии» для организации нового производства заходит на территорию опережающего развития в Снежинске. Инвестиции в проект по выпуску электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов составят около 17 миллионов руб.
Кроме того, в присутствии губернатора Алексея Текслера между Группой компаний «Голос» и inSmart будет создано совместное предприятие, цель которого ― реализация проекта «Умные дома и города». «Начинка проекта – это установка умных устройств, которые находятся в вашей квартире, подъезде или дворе. И все это работает в рамках единой экосистемы. Вам не нужно на телефоне иметь кучу приложений: будет одно-единственное, через которое ведется управление всем домом», ― рассказал директор по развитию inSmart Алексей Усков.
Важным с точки зрения развития всего региона стало и инвестиционное соглашение, подписанное губернатором с ГК «Новые башни». Федеральный оператор телекоммуникационной инфраструктуры планирует за семь лет построить в Челябинской области более двухсот новых антенно-мачтовых сооружений связи, вложив в это больше полумиллиарда рублей. В первую очередь компания установит вышки на региональном участке трассы М-5, что позволит обеспечить устойчивое покрытие связью всей трассы и прилегающих к ней территорий.
Челябинские компании в свою очередь, заключали на форуме соглашения для федерального продвижения собственных цифровых разработок. Более чем в двадцати регионах страны благодаря партнерству с платформой «Третье мнение» сможет быть внедрена технология компании EVA Lab – нейросеть Polyptron.Ai для вспомогательной эндоскопической видеоаналитики и ранней диагностики новообразований.
«Заявлено много интересных проектов, будем помогать им и продвигать. Интерес большой, а наш регион сегодня – один из лидеров по росту промышленности в стране. «ИННОПРОМ» – хорошая возможность установить новые связи, подписать соглашения с инвесторами», – отметил Алексей Текслер, подводя итоги второго дня работы региональной делегации на выставке, после подписания соглашения о реализации крупного проекта в сфере тракторостроения.
Производственная компания «ЧТЗ» планирует локализовать в Челябинске производство гусеничных тракторов «Беларус-2103» Минского тракторного завода: соглашение о сотрудничестве было подписано руководителями предприятий на промышленном форуме. МТЗ передаст права на производство белорусского трактора на мощностях челябинского завода, а также на реализацию произведенной техники под брендами «ЧТЗ» и «Агромаш». Ожидается, что передача конструкторской и технологической документации и локализация производства тракторов на Южном Урале произойдут не одномоментно: в общей сложности процесс рассчитан на десять лет, но реализация проекта начнется уже в этом году.
*Все фотографии взять с официального сайта выставки.