Честные мысли из частной школы

Дети

«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам» — объявил в прошлом году Владимир Путин и вскоре подписал соответствующий указ. Роль этой профессии всё так же велика, как и раньше, государство придумывает новые льготы, доплачивает молодым специалистам, увеличивает отпуск и популяризирует различные программы поддержки.

Кажется, что если престиж растет, то должно расти и предложение на рынке труда, но руководители образовательных учреждений до сих пор говорят о том, что хорошего специалиста днём с огнём не сыщешь. Не все приживаются, и у каждой стороны свои представления о том, каким должен быть педагог, а какой школа. Администрации до сих пор требуют от преподавателей множество того, что напрямую никак не соотносится с их деятельностью. Так многие уходят в репетиторство, занимаются с ребятами онлайн, но где-то в глубине души всё равно мечтают о внимании сразу десятка пар глаз и атмосфере школы, которую нигде кроме как в самой школе не найти.

О том, почему учителей всегда не хватает и что нужно, чтобы они не уходили, я поговорила с коллективом и директором «Эстет-центра» Александром Медзютой.

— Александр Сергеевич, какой он, идеальный учитель?

— Самое главное, что дает нам Бог — это энергетика. И найти таких учителей, которым Бог дал — большая редкость. Настоящий педагог — это умный человек, который хорошо относится к детям. Но важно понимать, что работа учителя — не синекура. Поэтому бывает трудно найти “того самого”. Но у нас, если люди остаются, то надолго.

– Как уже на этапе собеседования понять, какой человек перед вами?

– Знаете, кто-то из режиссеров рассказывал, как он берет актрису в театр. Он смотрит на то, как она двигается и говорит. И это действительно говорит о многом. Человек, который плохо разговаривает, не можем быть учителем. С первого раза, сложно определить, что что-то не так, но рождается подозрение. К примеру, глядя на жестикуляцию, я могу определить самоуверенный это человек или наоборот замкнутый и сосредоточенный на своих проблемах. Ни тот ни другой не смогут у нас работать.


Давайте посмотрим на тех, кто смог. Меня познакомили с пятёркой педагогов «Эстет-центра», которые рассказали о своей работе изнутри, сравнили частную школу с муниципальной и порассуждали о том, так ли хорошо репетиторство.


Татьяна Александровна Сергеева — это просто фонтан энергии. Она учитель английского, знает несколько языков, и даже прошла курсы сомелье. Ещё ещё и в винах разбирается. Вот в ней есть та самая энергетика.

– В «Эстет-центре» я уже 12-й год. Пришла сюда из городской школы, и разницу ощутила как никто другой. И не столько в самих уроках, сколько в общей атмосфере, взаимодействии с администрацией. Даже педсоветы — это что-то особенное. Мы обсуждаем те же актуальные вопросы, требования к экзаменам, ФГОСы. Но сама форма работы совсем иная — творческая, живая и настоящая. У нас совершенно нормально, если к педсовету мы готовим танцы, песни, видеоролики. Мы не просто сидим и читаем бумажки.

– Какие у вас отношения с коллегами и руководством?

– Знаете, раньше я с трудом могла представить, что в свободный вечер или в выходной учителя и дети могут собраться и сходить в театр. А перед этим встретиться в кафе и поболтать. Иногда администрация дарит нам билеты, и мы вместе ходим на разные спектакли. Бывает, что и на каникулах мы можем куда-то вместе поехать, хотя, казалось бы, хочется отдохнуть от коллег во внеучебное время. Мы ездили в Казахстан, летали в Питер, посещали сыроферму, ходили в кулинарную студию. Чем ближе мы общаемся, тем мы сплоченнее, и тем лучше обстановка в школе.

Мне очень нравится отношение директора и завуча к организации уроков. Рядом с нашим филиалом — чудесный парк Терешковой. У нас приветствуется, что мы можем взять учебники и провести занятие на открытом воздухе. Никто не скажет “Куда это вы собрались?”. Такая смена обстановки и у ребят вызывает огромный интерес. А к Александру Сергеевичу я могу подойти в любой момент без страха озвучить какую-то проблему или наоборот поделиться радостными новостями.

– Ваша нагрузка отличается от той, что в обычной школе?

– Безусловно, 8 уроков для педагога в «Эстет-центре» не сравнятся с этим же количеством в муниципальной школе. Во-первых, у нас маленькие классы. Во-вторых, в течение дня меняется форма преподавания. Например, могут идти несколько обычных уроков, а потом стоит индивидуальное занятие. За счет этого разнообразия совершенно не чувствуется большая нагрузка, нет усталости, а есть силы работать качественно, развивать свое педагогическое мастерство. В «Эстет-центре» нет шаблонности и огромного количества документации. Дети приходят сюда осознанно, они и их родители выбрали образование именно у нас, а не просто по месту жительства. Мы стараемся сделать все, чтобы они поняли, что это был правильный выбор. Для меня работа здесь — это полноценная прекрасная жизнь — каждый день я знаю, что я счастливой приду на уроки и счастливой уйду.

Лариса Викторовна Обухова работает у нас очень давно. Она учитель русского языка и литературы. Она очень хорошо владеет методиками преподавания и знает, что такое “язык” на самом деле. Обучит любого ребёнка так, что он сдаст экзамен на 100 баллов.

– После 28 лет в муниципальной школе мне стало интересно, что такое частная. Так 10 лет назад я оказалась в «Эстет-центре». Основной плюс здесь — это наполняемость классов. 10-12 человек — это не 30. Ты ведёшь урок совершенно по-другому. Можешь больше дать и больше проявить себя, как учитель. Я знаю каждого родителя поименно. От коллектива чувствуется поддержка и взаимопомощь, а между администрацией и педагогами нет огромного барьера. Хотя субординация, конечно, есть, но наша школа — как небольшая семья. Мы можем подойти к Александру Сергеевичу с любыми вопросами.

– Как думаете, почему школам сложно найти достойных педагогов?

– Знаете, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Дефицит педагогических работников был по жизни. Все хотят сразу и много, без опыта работы. Поэтому и ищут, где можно заработать больше, уходят в репетиторы. Но тут есть как плюсы, так и минусы. Да, это работа 1 на 1, оплата такая, как ты сам назначишь. Но ты должен сам находить учеников, обо всем договариваться. У меня никогда не было желания заниматься только репетиторством. Я настолько привыкла к детям, я хочу, чтобы они смотрели на меня. Предоставьте учителям хорошие возможности для работы, обеспечьте информационными технологиями и достойной зарплатой — и они не будут уходить из школ. В «Эстет-центре» это есть.

Александра Эдуардовна Хаирова — учитель начальных классов. Она всегда отзывчивая и веселая, дети относятся к ней как к маме. Она никогда не кричит, ведет уроки весело и разнообразно.

– Уйдя из общеобразовательной школы после 2,5 лет там, я какое-то время чувствовала отчуждение от того, что делала. Просили много, а платили мало. Очень большая нагрузка. Когда мне вновь захотелось работать, я увидела вакансию в «Эстет-центре». Руководство уже знало меня, когда-то я подменяла здесь учителя. Меня пригласили, дали класс, дали индивидуалов. И вот я работаю уже три года. Сейчас также веду уроки через Zoom, у меня даже есть мальчик-второклассник из Турции.

Я пришла сюда, когда получала высшее образование. Мы договорились о моем расписании, я могла уезжать на учебу, потом приезжать, другие педагоги спокойно подменяли меня. В общеобразовательной школе такого не было, проблемой было уйти на сессию в колледже. А благодаря «Эстет-центру» я получила диплом без нервов и хлопот.

Ещё в частной школе и в общеобразовательной отличается зарплата. Работа учителем — это ответственность, а иногда и стрессы. А оставлять свое здоровье за 20 000 вряд ли кто-то хочет.

– Есть такое, что дети педсостава «Эстет-центра» учатся здесь же?

– Да, у меня в классе учится внук одной из учительниц, другая коллега перевела к нам двоих детей, ещё один педагог — дочку. Конечно, есть хорошие общеобразовательные школы, но это надо ещё выбрать правильно. Обложки бывают красивые, а что внутри?

Лариса Владимировна Чекалина преподает русский и литературу. Она пришла к нам после перерыва, но её настолько замотивировал процесс, что она осталась. Помню, когда мы арендовали новое помещение, меня спросили “Вы надолго?”. А ведь из этого невозможно выйти. Так и учитель  — если втянулся в предмет и учеников, то всё.

– В «Эстет-центре» я уже 3 года. До этого работала в муниципальной школе, затем была редактором и репетитором. В какой-то момент мне захотелось не просто вариться в собственном соку, а общаться с коллегами, быть в коллективе. Я стала искать работу, но в обычную школу мне уже не хотелось. У учителя-филолога там своя специфика — очень много времени занимает проверка тетрадей. В небольших группах в частном учреждении проще организовать ребят и держать дисциплину в классе. Тут я могу гораздо легче отследить динамику каждого ученика. Если кто-то справляется, я дам задание олимпиадного уровня, а ребенку, которому комфортно выполнять по образцу, я дам задание из учебника.

– У вас здесь больше свободы самовыражения, чем в обычной школе?

– Да, я могу придумать любой урок, никто не ставит мне рамок. В муниципальной школе ты скован разными требованиями, а здесь ты можешь сосредоточиться конкретно на своей деятельности. В «Эстет-центре» учитель-предметник занимается тем, что преподает свой предмет. Задача учителя — учить, а в обычной школе я большую часть времени делала отчеты и заполняла таблицы. Это безусловно нужно, но не в таком объеме. И мне нравится, что здесь директор всегда с нами доброжелателен и на стороне педагогов.

Елена Владимировна Свяженина – учитель русского языка и литературы. Она «многостаночник», у нее несколько высших образований – и педагог, и психолог, и логопед. Это просто человек – швейцарский нож.

– В декрете я подыскивала школу для своего среднего сына. Ему было некомфортно учиться в классе из 30-ти человек. Так я случайно увидела рекламу «Эстет-центра» и пришла сюда впервые как мама. Когда перевела сына, то увидела, что его учеба стала гораздо лучше. Когда декрет закончился, я пришла сюда уже на работу — по образованию я филолог и у меня уже был опыт преподавания. Пятый год я здесь и очень люблю это место.

Учителю русского языка в обычной школе после уроков нужно проверять 30 тетрадей ежедневно, писать множество отчетов. Здесь же педагог может потратить время именно на преподавание. И не просто работать по шаблону, а уделить всем достаточно внимания, чему способствуют небольшие классы. У меня есть и ученики на дистанционном обучении, один мальчик живет во Вьетнаме. Всё это разнообразие вдохновляет меня. Поэтому не так давно я решила получить ещё одно образование и сейчас работаю также как дефектолог.

В частной школе есть своя специфика, которая предполагает определенные требования к учителю. Он должен быть гибким человеком, чтобы найти подход к каждому ребенку. Далеко не все готовы быть такими. Но в том коллективе, который в «Эстет-центре» сейчас, лишних людей нет. Для нас важно получить результат прежде всего.

– В чём, как думаете, основная задача учителя?

– За 18 лет в профессии я работала и в разных учреждениях и сама на себя. В начале профессионального пути, когда зарплата учителя была копеечная, я тоже задавала себе подобный вопрос. Зачем я вообще это делаю? И ответила тогда так: кто знает, может быть, один из моих учеников станет будущим президентом или гениальным врачом, который изобретет лекарство от рака. Я этого не знаю, но моя задача как раз — увидеть тот потенциал, который есть в каждом ребёнке и мягко помочь ему раскрыть его.


– Александр Сергеевич, а теперь взгляд директора — почему хорошо у вас работать?

– У нас спокойно. Я как-то рассказывал, мы гуляли по частной американской школе, и я спросил их учителя: «Вы тут больше получаете, чем в обычной?» Он ответил: «Нет. Но на меня тут никто не давит, и я могу работать с удовольствием». Так же у нас. Мы видим и понимаем проблемы и желания учителя. И относимся к нему как к «своему» родному человеку.

 

150 150 Анна Евдокимова
Вводите запрос здесь